Схемотехника выходных каскадов усилителей мощности. Особенности каскадов предварительного усиления Унч на микросхеме с оконечным транзисторным каскадом

Каскады предварительного усиления. Типовой источник сигнала раньше развивал выходное напряжение на уровне 50-200 мВ. На это напряжение ориентировали высококачественные усилители. Между входными гнездами и сеткой первой лампы раньше располагали корректирующие цепи, в которых сигнал ослаблялся минимум вдвое (6 дБ) на самом чувствительном входе. В тонкомпенсированном регуляторе громкости минимальное ослабление сигнала составляет еще 6дБ. Регуляторы тембра, обеспечивающие глубину регулирования ±20дБ, обычно ослабляют сигнал еще на 30-40дБ. При наличии во входных цепях катодных повторителей потери сигнала возрастали еще на 3-6дБ. Итак, общее затухание сигнала раньше составляло 45-58дб. Величина напряжения сигнала на сетках ламп оконечного каскада составляет в среднем 10-20 в. Отношение этой величины к входному напряжению сигнала составляет 10/0,05 = 200 (46 дБ). Итак, усиление предварительных каскадов с учетом затухания сигнала и необходимого напряжения на сетках ламп оконечного каскада раньше должно было иметь величину порядка 90-100 дб. Иначе говоря, коэффициент усиления предварительных каскадов должен быть равен примерно 100000. Это довольно значительная для низкочастотного усилителя величина. Если коэффициент усиления по напряжению каждого из усилительных каскадов равен примерно 10, то, очевидно, число каскадов должно быть равно 5. При коэффициенте усиления каждого каскада порядка 100 общее количество каскадов будет равно 3 (с некоторым запасом). Поскольку коэффициент усиления, равный 10 на каждый каскад, обеспечивает практически любой современный низкочастотный ламповый триод, а коэффициент усиления 100 на каскад является предельным даже для хороших НЧ пентодов, то можно утверждать, что для ламповых усилителей число каскадов предварительного усиления должно лежать в пределах от трех до пяти.

Сколько же каскадов делать: 3 или 5? Первым, разумеется, напрашивается ответ "3". Однако не стоит торопиться. Три каскада - это значит минимальный коэффициент усиления каскада равен корню третьей степени из 10000. Заметим, что это не μ лампы, а коэффициент усиления каскада, который редко превышает 50% от μ лампы. Следовательно, триоды отпадают. Значит, будет три каскада на пентодах или, в крайнем случае, два на пентодах и один на триоде. Последняя схема, не имеющая никакого запаса по усилению, не позволяет использовать в схеме отрицательную обратную связь, т.е. практически непригодна для Hi-Fi - усилителей, ибо без отрицательной обратной связи немыслимо снизить коэффициент нелинейных искажений и расширить частотный диапазон до требуемых величин. Три каскада на пентодах могут позволить ввести отрицательную обратную связь, но тогда на пентоде оказывается собран и первый, входной каскад, а в этом случае, как показывает опыт, практически невозможно добиться полного отсутствия микрофонного эффекта и уровня фона ниже - 60 дб. Другая крайность - пять каскадов на триодах - всегда обеспечивает нужный коэффициент усиления даже на самых плохих лампах, однако, применяя лампы со средним коэффициентом усиления порядка 20-50, без труда удается получить требуемый коэффициент усиления с достаточным запасом при четырех триодах (т. е. на двух сдвоенных лампах). Такая схема и является наиболее распространенной. Правда, многие зарубежные фирмы выпускают специально разработанный пентод для входного каскада с малым уровнем собственных шумов и не склонный к микрофонному эффекту (EF-184, EF-804 и др.). Применяя такой пентод и последующие триоды с большим μ (90-120) по типу ЕСС-83, удается получить нужный коэффициент усиления на трех каскадах по системе пентод - триод – триод, но во-первых, такая система требует применения специальных ламп, а во-вторых - очень высокого качества трансформаторной стали, высокочувствительных оконечных ламп и т.д. Поэтому такая схема не подходит.

Примечание. В 21 веке ситуация существенно изменилась. Физические аналоговые каскады предварительного усиления сейчас никто не городит. Предварительную обработку сигнала доверяют высококачественным ЦАПам. Входной сигнал считают нормой в 1-2 вольта. Поэтому для лампового оконечника достаточно усиления в 20-50 раз. А с такой задачей справляется одна электронная лампа в каскаде предварительного усиления. Это, например, двойной триод, в котором совмещены функции фазоинвертора. Именно поэтому весь мусор от многочисленных последовательных каскадов остался в далёком прошлом. Евгений Бортник.

Фазоинверторы. Если фазоинвертор собран по схеме, в которой каждое плечо является одновременно и усилителем (например, по схеме рис.1), то коэффициент усиления этого плеча учитывается в общем усилении тракта. Напоминаем, что учитывать нужно усиление только одного плеча, так как второе плечо инвертора является лишь согласователем для второго плеча двухтактного оконечного каскада и не входит в общий усилительный тракт.

Если же фазоинвертор собран по схеме симметричного катодного повторителя (рис.2), то его коэффициент усиления всегда меньше единицы, поэтому такой каскад не только не является усилительным каскадом, но еще требует дополнительного увеличения общего усиления на 4-6 дб.

Методика выбора коэффициента усиления для усилителя на транзисторах совершенно та же. Теперь конкретно о самих схемах каскадов предварительного усиления (КПУ). Это - простейшие резистивные усилители без каких-либо схемных особенностей. Типичным для всех каскадов, как на триодах, так и на пентодах, являются уменьшенные в 2-5 раз по сравнению с оптимальными расчетными величинами анодных (коллекторных) нагрузок для расширения полосы пропускания в сторону более высоких частот, увеличенные до 0,1-0,25 мкф переходные конденсаторы и до 1-1,5 Мом резисторы утечки сетки для снижения спада частотной характеристики на низких частотах, применение отрицательной обратной связи по току во всех каскадах, кроме того, на котором собран блок регулировок частотной характеристики. Что касается самих усилительных элементов, то за последние годы появилось множество различных новых типов ламп и транзисторов с отличными параметрами. Так, величина S у маломощных ламп стала равна 30-50 мА/В против привычных значений 3-10 мА/В, в связи с чем резко возросла чувствительность ламп. Подсчеты показывают, что теоретически все предварительное усиление можно получить даже на двух каскадах с такими лампами. Однако полезно будет предостеречь любителей от поспешности в выборе таких ламп. И дело здесь не в консерватизме, а в том, что увеличение, скажем, крутизны ламп достигается резким уменьшением зазора между управляющей сеткой и катодом, что значительно повышает склонность лампы к появлению термотоков и вытекающих из этого огромных нелинейных искажений. Немаловажны, также большая стоимость и меньшая долговечность таких ламп. Можно утверждать, что такие проверенные многолетней практикой лампы как 6Н1П, 6Н2П, 6НЗП, 6Н23П, 6Н24П, 6Ж1П, 6Ж5П вполне годятся для предварительных каскадов даже самых лучших, самых современных усилителей. Для примера, ниже показаны несколько схем КПУ на лампах в их обычных режимах

На рис.3. показаны каскады предварительного усиления на лампах. а - двухкаскадный усилитель с междукаскадной внутренней обратной связью; б - каскад с линеаризирующей обратной связью в цепи защитной сетки.

Оконечные и предоконечные каскады – усилители мощности. Формально предоконечные каскады (драйверы, от английского слова drive - возбуждать, задавать, раскачивать) относят к усилителям напряжения, т. е. к предварительным каскадам, однако рассмотрены они в этом, а не в предыдущем параграфе, чтобы подчеркнуть, что по характеру работы и по режимам использования драйверы значительно ближе к оконечным усилителям, т.е. усилителям мощности. Для Hi-Fi усилителей характерна значительная величина выходной мощности порядка 15-50Вт. Это значит, что для возбуждения (раскачки) оконечного каскада без заметных нелинейных искажений уже требуется мощность порядка 1-5Вт, при напряжении до 25-35В, а если учесть требования к уменьшению нелинейных искажений, то становится ясным, что обычные маломощные триоды не могут обеспечить возбуждения мощных оконечных ламп. Поэтому логичным и оправданным становится использование в последнем каскаде усиления напряжения мощных ламп. Возможно, что теоретически более правильно предоконечные каскады во всех случаях делать трансформаторными или дроссельными, чтобы получить наибольшую величину коэффициента использования по анодному напряжению ξ, однако есть несколько соображений, почему этого делать не следует. Трансформаторный каскад всегда вносит заметные частотные искажения, а при мощностях свыше 1-2 вт и ощутимые нелинейные искажения. К тому же трансформаторы относительно дороги, сложны и трудоемки в изготовлении, тяжелы и громоздки, чувствительны к магнитным наводкам и одновременно являются источником наводок звуковой частоты для других цепей усилителя (в первую очередь входных).

В то же время в распоряжении радиолюбителей сейчас есть лампы средней мощности, широкополосные и экономичные, позволяющие без труда получить неискаженную мощность порядка 2-4Вт на активном сопротивлении нагрузки. К ним в первую очередь нужно отнести лампы типов 6П15П, 6Э5П, 6Ф3П, 6Ф4П, 6Ф5П, 6Ж5П, 6Ж9П и др. Впрочем, к этому вопросу нужно подходить внимательнее. В ряде случаев по соображениям более простого согласования всё же целесообразно использовать трансформаторную связь. Схемы предоконечных усилителей показаны ниже

Для оконечных НЧ каскадов мощностью до 10-12 Вт радиолюбители в большинстве случаев используют лампы типа 6П14П отчасти потому, что они довольно легко обеспечивают получение указанной мощности. Кроме того, других подходящих для этой цели ламп, к сожалению, нет. Такую устаревшую, хотя и очень неплохую лампу, как 6П3С (6L6) в наше время рекомендовать нельзя, а более мощных специальных ламп для оконечных каскадов УНЧ по типу немецкой EL-34 промышленность не выпускает. [Странное заключение, безо всяких оснований, в 1980-90 гг нельзя рекомендовать применение 6П3С! Чистый волюнтаризм из совдепии. В 21 веке, например, лампы 6П3С могут быть настойчиво рекомендованы для конструирования лампового усилителя. Важно найти экземпляры в хорошей сохранности. Е.Б.] Нередко люди пытаются путем форсирования режима получить большую мощность от тех же ламп 6П14П, однако такой путь совершенно недопустим из-за резкого ухудшения надежности усилителя и возрастания нелинейных искажений при появлении сеточного термотока.

Учитывая сказанное, можно рекомендовать радиолюбителям применять лампы 6П14П в любых двухтактных схемах только при мощностях, не превосходящих 10 вт. [Поразительно бессмысленная рекомендация в стиле, «раз ничего хорошего нету, ну и делайте, то, что делаете». Автор вроде крутой авторитет, а пишет ахинею. Е.Б.] При большей выходной мощности надо переходить на такие явно не "низкочастотные" лампы, как 6П31С, 6П36С, 6П20С, ГУ-50, 6Н13С (6Н5С) как в классических двухтактных и ультралинейных схемах, так и в менее знакомых радиолюбителям мостовых схемах, называемых также двухтактно-параллельными. Первые три из указанных ламп предназначены для использования в оконечных каскадах строчной развертки телевизоров и позволяют снимать с двух ламп мощность до 25Вт, генераторная лампа ГУ-50 при анодном напряжении 500-750 в (а она по паспорту имеет Uа.раб = 1000 в) легко отдает в двухтактной схеме мощность 40-60Вт; двойной триод 6Н13С, сконструированный специально как управляющая лампа в схемах электронных стабилизаторов напряжения, имеет очень низкое внутреннее сопротивление и при сравнительно небольшом анодном напряжении позволяет получить в обычной двухтактной схеме мощность не менее 15Вт (на один баллон), а при включении в каждом плече по два триода параллельно (два баллона) в обычной двухтактной и в мостовой схемах обеспечивает выходную мощность до 25вт. Используя перечисленные лампы, радиолюбитель получает большой выбор для творческой деятельности.

[Очередная рекомендация в смутном состоянии сознания. Интересно, почему для творческой деятельности не подходят сдвоенные или строенные лампы? Может автор просто не знает правила параллельного соединения радиоэлементов? А именно параллельное соединение, при качественном подборе экземпляров, даёт массу промежуточных вариантов очень мощных усилителей с достойными характеристиками. Странно читать рекомендацию лампы 6П31С, которая ничуть не мощнее, чем 6П14П, зато значительно кривее по характеристикам. А ещё с разочарованием приходится наблюдать резвые рекомендации в применении ламп 6Н13С (запараллеленных кстати). Удивительная демонстрация легкомыслия, поскольку автор совершенно не ориентируется в практике, ведь лампы 6Н13С редкостное гуано. Разброс характеристик половинок имеет диапазон 100% и более. Их практически невозможно точно подобрать для параллельного включения, поэтому усилитель не может выдать значительную мощность в нагрузку без перегрева одной из половинок, и коэффициент использования вряд ли превысит 40-50%. И простые схемы параллельного включения для 6Н13С, без выравнивающих обвесов, непригодны. А рассуждения про лампы умиляют, ведь есть большое количество других превосходных ламп, в отличие от рекомендованных, например 6П13С, 6П44С, 6П45С, Г807, в крайнем случае годятся лампы 6Р3С. Е.Б.]

Рис.5. Мощные оконечные каскады низкочастотного тракта УНЧ. а - на лампах 6П36С в ультралинейном включении; б - на лампах ГУ-50 в двухтактно-параллельной схеме; в - на лампах 6Н13С с балансировкой фиксированного смещения

Поскольку все схемы были рассмотрены как низкочастотные, т.е. рассчитанные на ограниченную полосу пропускания (не свыше 5-8 кГц), ничего не говорилось о выходных трансформаторах, дросселях, и автотрансформаторах. Все они - самые обычные, собранные на Ш-образных или ленточных сердечниках из простой трансформаторной стали толщиной 0,35мм. К конструкции каркаса и обмоткам не предъявляется повышенных требований, за исключением высокой степени симметрии отдельных половин первичной обмотки. Это требование особенно существенно для ультралинейных схем включения оконечных ламп. Величины индуктивности рассеяния и емкости первичной обмотки не существенны. Вторичные обмотки при мощностях свыше 10Вт надо наматывать возможно более толстым проводом для уменьшения активных потерь. Желательно сделать несколько отводов, чтобы подобрать наилучший режим работы оконечного каскада. Подробнее этот вопрос рассмотрен в следующем параграфе. Высокочастотные оконечные каскады двухканальных Hi-Fi усилителей существенно отличаются от низкочастотных, поэтому и рекомендации относительно них будут другими. Прежде всего, это относится к типам ламп. [Поразительные рассуждения . Автор изобрёл собственную классификацию НЧ и ВЧ. Даже махровому дилетанту, причитавшему раздел про вакуумные лампы, прежде всего, очевидно то, что придуманное частотное разделение никакого отношения к вакуумным лампам не имеет вообще, их диапазон уходит в сотни мегагерц. Лампе 6П14П фиолетово, сигналы какой частоты усиливать, будь то 0,1кГц, 1кГц, 5кГц, 8 кГц, 16 кГц или 32кГц. А вот в отношении согласующего трансформатора этот вопрос уже актуален. Но и здесь беспокойств не нужно, т.к. до 18-20кГц годятся обычные трансформаторы, ничего наматывать вовсе не надо. А для частот выше 20кГц следует переходить на ферриты. Такое ощущение, что автор ничего не слышал про секционирование обмоток для улучшения АЧХ, и рекомендует толстый провод вторичной обмотки. А понятие АКТИВНЫЕ ПОТЕРИ - абсолютный собачий бред, поскольку пассивных потерь не бывает и реактивных потерь тоже нетю. Е.Б.]

Поскольку мощность высокочастотных каналов даже в усилителях экстра-класса лежит в пределах 10-12 вт, наиболее подходящими будут лампы 6П14П и 6Н13С. Наилучшие схемы включения - двухтактная ультралинейная, мостовая на 6П14П в триодном включении и "двухэтажная" на 6Н13С. Относительно последней схемы, наиболее часто встречающийся вариант которой, приведен на рис.6, можно сказать, что хотя она и не нова в теоретическом смысле, однако массовое распространение в радиовещательной аппаратуре получила только в 60-х годах прошлого века. Как это нередко бывает, схема стала очень распространенной, причем, говоря о достоинствах схемы, обычно умалчивали о ее недостатках. Попробуем объективно оценить и те и другие.

[Прежде всего, предлагаю здраво оценить самое важное последствие создания бестрансформаторных схем. Прошедшие 50 лет показали, что никакого распространения такие схемы не получили, да и не могли получить. С повышением уровня жизни ценность здоровья возрастает. Поэтому главный и непреодолимый недостаток бестрансформаторный схем – отсутствие гальванический развязки с источником высокого напряжения, никогда не позволит таким схемам достичь хоть какого-то распространения среди человеческого населения. А фантазёры пусть изучают и анализируют режимы такой схемотехники хоть до посинения.]

Рис.6. Одна из наиболее распространенных схем оконечного каскада с последовательным включением ламп по постоянному току

Последовательное включение двух ламп по постоянному току равносильно тому, что по переменному току обе они относительно нагрузки включены параллельно, в силу чего их общее внутреннее сопротивление фактически вчетверо меньше, чем у обычного двухтактного каскада. Если для такой схемы взять лампы, внутреннее сопротивление которых ниже обычного, а в качестве нагрузки использовать сравнительно высокоомные громкоговорители, то оказывается, что выходной трансформатор по расчету имел бы в этом случае коэффициент трансформации, близкий к единице или, во всяком случае, измеряемый единицами. Тогда оказывается возможным подключить нагрузку к лампам непосредственно, без выходного трансформатора. Это, разумеется, является безусловным достоинством схемы. Однако за это достоинство приходится дорого расплачиваться. Прежде всего, непосредственное включение нагрузки все-таки оказывается невозможным из-за наличия в точках ее включения, половины напряжения источника питания (120-150В). Поэтому громкоговорители приходится включать через разделительный конденсатор, емкость которого прямо связана с активным сопротивлением нагрузки и нижней границей полосы пропускания. Действительно, если допустимая потеря напряжения полезного сигнала на разделительном конденсаторе составляет 10% от величины самого сигнала, то при Rн=20Ом и fниж=40Гц реактивное сопротивление конденсатора не должно превышать 2 Ом, откуда его емкость равна

Ясно, что такую емкость может иметь только электролитический конденсатор, но при этом нужно помнить, что его рабочее напряжение должно быть по крайней мере не ниже полного напряжения источника питания, т.е. 300-350В. И тогда оказывается, что стоимость такого конденсатора ничуть не ниже стоимости выходного трансформатора, тем более, что трансформатор в отличие от конденсатора радиолюбитель в случае необходимости всегда может изготовить сам. Конечно, можно изготовить громкоговоритель с сопротивлением звуковой катушки не 20, а 200 Ом, что позволит при тех же условиях уменьшить емкость разделительного конденсатора до 200мкФ, однако в этом случае резко возрастает стоимость громкоговорителя. Впрочем, это не единственный недостаток данной схемы. Второй состоит в том, что при последовательном включении ламп по постоянному току к каждой из них оказывается приложена только половина напряжения анодного источника, поэтому схема может хорошо работать только на специальных лампах, номинальное анодное напряжение которых не превышает 100-150В. Однако большинство ламп подобного типа имеют незначительную максимальную отдаваемую мощность, редко превышающую единицы ватт. Кроме того, исследования показали, что при использовании пентодов эта схема принципиально несколько асимметрична, что делает ее мало пригодной для оконечных НЧ каскадов Hi-Fi усилителей. В высокочастотных каскадах первый недостаток сразу же отпадает, поскольку при выбранных в предыдущем расчете величинах и нижней границе ВЧ канала fниж=2кГц величина емкости разделительного конденсатора

причем в этом случае десятипроцентная потеря сигнала будет иметь место только в самой худшей, практически нерабочей части полосы пропускания, а на fверх=20кГц потери сигнала составят всего лишь 1%. Кроме того, требуемая выходная мощность для оконечного ВЧ каскада значительно меньше, чем для НЧ каскада, что позволяет использовать в этой схеме двойной триод 6Н13С, имеющий низкое внутреннее сопротивление и хорошо работающий при низких анодных напряжениях. Практическая схема такого каскада приведена на рис.7.

Рис.7. Практическая схема "двухэтажного" оконечного каскада на двойном триоде 6Н13С (6Н5С)

Если мощность ВЧ канала не превышает 2-3Вт, можно собрать оконечный каскад по схеме рис.8 на лампах типов 6Ф3П или 6Ф5П. Выходной трансформатор для этой схемы собирают на ленточном сердечнике при толщине ленты не более 0,2мм либо на Ш-образном пермаллое. Для того, чтобы ультралинейная схема дала ощутимый результат и нелинейные искажения действительно были порядка 0,2-0,5%, точку отвода первичной обмотки нужно в каждом случае подбирать опытным путем непосредственно по результатам измерений к.н.и. в процессе налаживания усилителя. Для этого при намотке трансформатора у каждой половины первичной обмотки нужно предусмотреть по 4-6 отводов.

Рис.8. Двухтактный высокочастотный оконечный каскад на лампах 6Ф3П или 6Ф5П (Рвых=2,5Вт)

Для транзисторных усилителей "двухэтажная" схема, напротив, оказывается предпочтительнее всех остальных. Это объясняется низкими величинами внутреннего сопротивления мощных транзисторов и коллекторного напряжения (по сравнению с лампами). Поэтому обеспечивается отличное согласование каскада с нагрузкой даже при использовании обычных низкоомных громкоговорителей, например, типа 4ГД-35. Кроме того, разделительный конденсатор оказывается небольших размеров даже при емкости 2000-5000мкФ, поскольку его рабочее напряжение не превышает 20-30В. Такие схемы широко распространены и радиолюбителям хорошо известны.

В качестве некоторого обобщающего заключения могу привести несколько соображений, которые в 21 веке будут наверняка восприняты как рациональные. Первое соображение – правильность обсуждения автором только двухтактных усилителей, поскольку однотактные схемы предназначены для начинающих. Второе – основательность подхода к систематизации схемотехники каскадов тоже заслуживает уважения. Третье – бесспорная квалификация автора в некоторых случаях граничит с поразительными предрассудками, а промахи в размышлизмах видимо есть следствие высокой теоретической подготовки и недостаточной практической опытности автора. Четвертое – прошедшие десятилетия существенно изменили расклад, как в основных понятиях, так и в схемотехнике, особенно в отношении выходных каскадов высокоэффективных усилителей. Да и церемонности чрезмерной сейчас уже нет. Многое стало проще и понятнее. Некоторые понты умерли не показав жизнестойкости. Но зато им на смену появилить новые понты, вроде бескислородной меди. Очень важным представляется необходимость осознания того факта, что изменение технологического уклада общества не должно изменять принципиальные жизненные ценности, например славянской цивилизации. По материалам из книги Гендина, скачанным в сети публикацию подготовил

Евгений Бортник, Красноярск, Россия, март 2018

Уважаемые посетители, предлагаем Вам

Купить виниловые пластинки в интернет-магазине

"LP Disk"!

Ценители стереозвучания высшего (Hi-Fi, High-End) класса в качестве музыкального носителя до сих пор предпочитают виниловые пластинки . Весомая часть любителей и специалистов в области звуковоспроизведения сходятся во мнении, что грампластинка (виниловая пластинка, LP, винил) обладает превосходной полнотой звучания и большей натуралистичностью, по сравнению с CD (компакт-диском).

К сожалению, в нашей стране производство виниловых пластинок прекратилось в середине 1990-х годов.

На данном сайте продажа виниловых пластинок осуществляется строго ИЗ НАЛИЧИЯ!!! В подавляющем большинстве грампластинки имеют диаметр 300 мм (12"" дюймов) и частоту вращения 33 об/мин, если это не указано в описании отдельно.

Свои пожелания о том, какие виниловые пластинки Вы хотели бы купить (заказать) в дальнейшем, присылайте по адресу, указанному в разделе "Контакты". Укажите названия альбома, исполнителя, а тему письма, например, "Желаемая покупка".

Чтобы найти на сайте виниловые пластинки, воспользуйтесь окошком "Поиск". Грампластинки будут найдены даже по неполному названию исполнителя и альбому, при условии, что они есть в наличии. Например, необязательно целиком вводить "Black Sabbath". Достаточно ввести короткое "sabb", после чего в виде списка будут представлены виниловые пластинки и цена на них. Учтите, что грампластинки советского и российского производства могут иметь названия как на русском, так и на английском языках. Например, грампластинки "Pink Floyd" и "Пинк Флойд" - это два разных названия одной рок-группы.

Виниловые пластинки (грампластинки) сегодня

Виниловые пластинки возвращаются в нашу жизнь. Они вновь становятся популярными! Их звук сложно спутать с цифровыми носителями. Можно долго спорить по-поводу "что лучше?", но достаточно привести один весьма весомый аргумент в пользу грампластинок : за всё время существования музыкальной индустрии больше всего было выпущено именно виниловых пластинок, особенно рок-групп. Причем очень многие из них никогда не переиздавались "в цифре". А некоторые издания есть очень интересные и уникальные. Цифровые диски с момента своего появления на мировом рынке принесли с собой несколько другую музыку - коммерческую.

Виниловые пластинки лишены участи цифровых дисков: их технически трудно подделать и выдать за лицензионные. Для их изготовления требуется дорогостоящее оборудование, которое не разместишь в подвале, гараже или квартире. Достаточно привести статистические данные на начало 2009 года касательно пиратских CD и DVD, выпущенных в России: их доля доходила до 75 - 80% на рынке. В мировом масштабе продажа грампластинок понемногу увеличивается с каждым годом.

Самые лучшие виниловые пластинки производят в Японии. Добавляя в пластическую массу - винилит - специальные компоненты, японцы добились снижения шума от скольжения иглы по звуковым канавкам, что ощутимо слышно в паузах между песнями. Также эти компоненты позволили минимизировать появление электростатических зарядов и увеличить срок службы пластинки. Всё это, естественно, сказывается на стоимости: японские виниловые пластинки — самые дорогие в мире.

Виниловые диски собирают не только обычные граждане, но и весьма известные люди. У некоторых меломанов коллекция виниловых пластинок достигает по-численности нескольких тысяч штук. Всё это "богатство" бережно хранится на стеллажах, занимая место от пола до потолка. А особо "продвинутые" измеряют виниловые пластинки не штуками, а погонными метрами.

Чтобы виниловым пластинкам выдать свой неповторимый звук, нужна соответствующая аппаратура. Важно учитывать каждый элемент тракта, по которому проходит свой путь звук: от иглы до акустических систем. На конечную звуковую картину, что выдают виниловые пластинки, влияет: головка звукоснимателя (характеристики и геометрическая форма иглы), тонарм проигрывателя (конструкция, наличие настроек), проигрыватель виниловых пластинок (конструкция, тип привода, масса корпуса), сами виниловые пластинки (состояние износа, отсутствие пыли и грязи), электрические провода (кабели), фонокорректор (есть он или нет), стереоусилитель (ламповый или транзисторный), акустические кабели, акустические системы (конструкция, форма, характеристики, мощность). Всё это в сумме сказывается на качестве звука.

Акустика помещения также влияет на то, как будет звучать запись с виниловых пластинок . Здесь необходимо учитывать объём помещения, соотношение длины, ширины, и высоты, загромождённость мебелью, наличие ковров, паласа и закрывающейся двери. Небольшое количество мебели и хорошая звукоизоляция помещения отразятся на качестве звука и сделают прослушивание музыки более приятным.

Виниловая пластинка (грампластинка) - CD - MP3

Цифровая запись на диске появилась как результат технического прогресса в лазерной технике. Новый оптический носитель обладал целым рядом преимуществ перед виниловой пластинкой: меньший вес, компактный размер, неограниченное число проигрываний, более дешёвое производство. Всё это отразилось на его названии - «Компакт-диск». В 90-х годах прошлого столетия, когда в нашей стране закрывались заводы виниловых пластинок, начался бум CD-дисков. Из хлынувшего потока малая часть из них была лицензионной. Основная - поддельная «пиратская». Поначалу диски завозили из других стран, например, Болгарии. Немного позже стали штамповать подпольно уже внутри страны.

Казалось, что время виниловых пластинок подошло к концу. В больших количествах их стали выбрасывать... Переломный момент наступил примерно в 2000-2003 годах. Когда произошло насыщение CD, люди, перебирая старые вещи, доставали с антресолей стопку старых виниловых пластинок и проигрыватель. Ностальгия о том, как слушали аудиозаписи раньше, заставляла их вспомнить часть своей жизни или прочувствовать на себе — как это было ещё 10-15 лет назад. Те, кто имел слух или в своё время занимался музыкой, сразу ощутили насколько звук виниловых пластинок «живой» и «настоящий».

Эйфория от CD пошла на спад, особенно с появлением формата MP3. Теперь на такой же болванке, за счёт сжатия информации, умещалось в 10-15 раз больше музыки, чем на CD. Сжатие невозможно без потерь качества. Поэтому формат MP3 можно назвать «ознакомительным» в силу своей распространённости и дешевизны. Ведь прежде, чем купить виниловые пластинки, разумно предварительно прослушать заинтересовавший музыкальный материал в формате MP3.

В настоящее время в сети Интернет существует большое количество ресурсов, предлагающих на безвозмездной основе большой выбор музыки формата mp3: "Яндекс-Музыка", "ВКОНТАКТЕ-аудиозаписи" и другие.

Грампластинки, которые продаёт магазин виниловых пластинок "LP Disk", являются в своём большинстве бывшими в употреблении (б/у). Обозначения см. в табл. 1. раздела "Оценка".

Замечание. Для корректной работы с сайтом и последующей процедуры оплаты рекомендуется использовать интернет-браузер "Mozilla Firefox".


В брошюре обобщен и проанализирован опыт создания входных каскадов высококачественных усилителей низкой частоты. Приводится оригинальная методика инженерного расчета входного каскада на полевом транзисторе. Значительное место уделено описанию предусилителей-корректоров для звукоснимателей электропроигрывающих устройств.

Одним из самых популярных направлений деятельности радиолюбителей-конструкторов является создание высококачественной аппаратуры звуковоспроизведения и, в частности, одного из звеньев этой аппаратуры - усилителя низкой частоты (УНЧ).
Анализ популярной литературы по этой теме показал, что основное внимание уделяют, как правило, одной части УНЧ - оконечному усилителю или усилителю мощности. Однако такое положение зачастую приводит к тому, что недостаточная отработка схем входных каскадов усилителей сводит на нет полученные высокие параметры оконечных усилителей. Действительно, ряд параметров современных УНЧ формируются именно во входных каскадах усилителей, например отношение сигнал/шум, затухание между каналами, уровень фона, соответствие частотной коррекции требуемой и т. д.

Предлагаемая брошюра познакомит радиолюбителей с наиболее популярными схемотехническими решениями в этой области. Критически оценивая ту или иную схему входного каскада, читатель может осуществить правильный ее выбор для конструируемого УНЧ.

К входным каскадам отнесены те, на вход которых подается электрический сигнал звуковой программы. Источниками высококачественной звуковой программы обычно являются: микрофон, магнитная или пьезоэлектрическая головка звукоснимателя, линейные выходы радиоприемника и магнитофона.

Опыт показал, что УНЧ на транзисторах могут по большинству параметров (не говоря уже о технологичности) превосходить ламповые УНЧ, однако их звучание менее естественно. Кроме того, в усилительном каскаде на транзисторе присутствуют гармоники вплоть до 8-й и 9-й, в то время как в ламповых усилителях их нет, начиная с 4-й. При одинаковом увеличении уровня сигнала искажения в транзисторных усилителях растут также более круто, чем в ламповых. Следовательно, пока преждевременно отказываться от использования в УНЧ электронных ламп.

В брошюре рассмотрены входные каскады как на транзисторах, так и на электронных лампах.

Схемы входных каскадов на электронных лампах
Схемы микрофонных усилителей
Схемы предусилителей-корректоров для электромагнитной головки звукоснимателя
Схемы входных каскадов для радиоприемников и линейных выходов магнитофонов
Монтаж и наладка ламповых схем

Схемы входных каскадов на биполярных транзисторах
Предусилитель для микрофона
Схемы предусилителей-корректоров для электромагнитных звукоснимателей
Схемы предусилителей для пьезоэлектрической головки
Входные каскады универсальных усилителей
Монтаж и наладка входных каскадов на транзисторах


Особенности полевых транзисторов и их применения
Схемы входных каскадов на полевых транзисторах
Инженерный расчет каскада на полевом транзисторе


Рассчитана на радиолюбителей, имеющих опыт разработки радиоаппаратуры.

Язык: Русский
Страниц: 33
Формат: PDF
Размер: 15,5 Mb (3% восст.)
Скачать: Красов Ю.С. Входные каскады высококачественных усилителей низкой частоты

Структурная схема полного усилителя низкой частоты УНЧ изображена на Рис.14.

Рис.14 Структурная схема УНЧ.

Входной каскад выделен с группы каскадов предварительного усиления, так как к нему предъявляются дополнительные требования по согласованию с источником сигнала.

Для уменьшения шунтирования источника сигнала R i низким входным сопротивлением усилителя R ВХ~ должно выполнятся условие: R ВХ~ >> R i

Чаще всего входным каскадом является эмиттерный повторитель, в которого R ВХ~ достигает 50 кОм и более или используются полевые транзисторы, обладающие очень большим входным сопротивлением.

Кроме этого входной каскад должен обладать максимальным отношением сигнал / шум, так как он определяет шумовые свойства всего усилителя.

Регулировки позволяют оперативно устанавливать уровень выходной мощности (громкость, баланс) и изменять форму АЧХ (тембр).

Оконечные каскады обеспечивают требуемую выходную мощность в нагрузке при минимальных нелинейных искажениях сигнала и высокой экономичности. Требования к оконечным каскадам определяются их особенностями.

1. Работа усилителя мощности на низкоомную нагрузку акустических систем требует оптимального согласование оконечного каскада с полным звуковым сопротивлением АС: R ВЫХ~ R Н .

2. Оконечные каскады потребляют основную часть энергии источника питания и экономичность для них является одним из основных параметров.

3. Доля нелинейных искажений, вносимых оконечными каскадами, составляет 70…90%. Это учитывается при выборе их режимов работы.

Предоконечные каскады . При больших выходных мощностях усилителя назначение и требования к предоконечным каскадам аналогичны оконечным каскадам.

Кроме этого, если двухтактные оконечные каскады выполнены на транзисторах одинаковой структуры, то предоконечные каскады должны быть фазоинверсными .

Требования к каскадам предварительного усиления вы­текают из их назначения - усиливать напряжение и ток, создавае­мые источником сигнала на входе, до величины, необходимой для возбуждения каскадов усиления мощности.

Поэтому наиболее важными показателями для многокаскадного предварительного усилителя являются: коэффициент усиления напряжения и тока, частотная характеристика (АЧХ) и час­тотные искажения.

Основные свойства каскадов предварительного усиления:

1. Амплитуда сигнала в предварительных каскадах обычно мала, поэтому в большинстве случаев нелинейные искажения невелики и могут не учитываться.

2. Построение каскадов предварительного усиления по однотактным схемам требует применения в нихнеэкономичного режима А, что практически не сказывается на общей экономичности усилителя из-за малых значений токов покоя транзисторов.

3. Наибольшее распространение в предварительных каскадах получила схема включения транзистора с общим эмиттером, позволяю­щая получить наибольшее усиление иимеющая достаточно большое вход­ное сопротивление, так что каскады можно соединить без согласующих трансформаторов, не теряя в усилении.

4. Из возможных способов стабилизации режима в предварительных каскадах наибольшее распространение получила эмиттерная стабилизация как наиболее эффективная и простая по схеме.

5. Для улучшения шумовых свойств усилителя, транзистор первого каскада выбирают малошумящим с большим значением статического коэффициента усиления по току h 21э >100, а его режим по постоянному току должен быть сла­боточным I ок = 0,2…0,5 мА, а сам транзистор для повышения входного сопротивления УНЧ включают по схеме с общим коллектором (ОК).

Для исследования свойств предварительных каскадов уси­ления составляется эквивалентная электрическая схема их по перемен­ному току. Для этого транзистор заменяется схемой замещения (эк­вивалентным генератором Е ВЫХ , внутренним сопротивлением R ВЫХ ,проходной емкостью С К ),а к нему подключаются все элементы внеш­ней цепи, влияющие на коэффициент усиления и АЧХ (частотные ис­кажения).

Свойства предварительных каскадов усиления определяют­ся схемой их построения: с емкостной или гальванической связями, на биполярных или полевых транзисторах, дифференциальные , каскодные и другие специальные схемы.

Одним из вариантов заметного повышения качества воспроизведения музыкальных файлов является способ разделения сигнала на частотые составляющие (НЧ, СЧ, ВЧ) в предварительных маломощных каскадах и дальнейшее их усиление соответствующими узкополосными усилителями и динамическими системами. Такой вариант позволяет, например, избавиться от необходимости применения пассивных RLC-фильтров в акустических системах, которые вносят неизбежные затухания и искажения в сигнал уже на выходе его из усилительного тракта. Также, такой вариант даёт возможность применения раздельных акустических систем для низких частот () и значительно менее требовательных к мощности небольших СЧ и ВЧ излучателей. Требования к характеристикам самих усилителей мощности тоже не одинаковы для НЧ, СЧ и ВЧ сигналов и предлагаемый вариант даёт возможность использовать такие усилители оптимальным образом. В этой статье будет приведён пример построения системы раздельного, двухполосного воспроизведения средней мощности. При её изготовлении ставилась задача максимально эффективного использования имеющихся ещё с советских времён малогабаритных широкополосных акустических систем «Radiotehnika S-30» и АС «PHILIPS FB-20PH». Конечно, с предлагаемым усилителем возможно применение и любых других систем, аналогичных по мощности и характеристикам.

Как известно всем, кто сталкивался в своё время с колонками S-30, качество воспроизведения звука этими АС было весьма посредственным, особенно в среднем диапазоне (СЧ-ВЧ) из за применения динамических головок с не очень высокими параметрами. Но использовать эти колонки в качестве «сабвуферов» для обычных жилых помещений вполне возможно. В то же время имеющиеся колонки от миникомплекса «PHILIPS»с номинальной мощностью по 20 Вт, довольно качественно воспроизводят как раз СЧ-ВЧ составляющие сигнала, но имеют ощутимый завал на частотах ниже 90 Гц. Поэтому и возник такой вариант использования этой акустики с максимально возможной отдачей.

Одним из важных плюсов в этом варианте, как уже говорилось выше, является то, что усилитель мощности для каждой полосы частот — отдельный и может быть подобран по мощности и характеристикам оптимальным образом. Исходя из номинальных мощностей применяемой акустики, было принято решение использовать в качестве УМЗЧ специализированные микросхемы-усилители мощности (конечно, можно использовать МС других серий в соответствующем включении или, например, транзисторные схемы). Такие микросхемы мощностью до 45 ВТ на канал (содержат обычно 2, 4 канала) широко применяются в малогабаритной радиотехнике, например в автомагнитолах.

Предварительные каскады с фильтрами

Поскольку микросхемы усилителей мощности серии TDA, применённые в данном усилителе, имеют однополярное питание (+8...18 В), то и каскады предварительного усиления выбирались с однополярным питанием. При этом ставилась задача использовать схемы с минимальным количеством каскадов и активных элементов в них для снижения вносимых этими каскадами искажений в исходный сигнал. В качестве входного каскада с фильтром, выделяющим НЧ-составляющую сигнала, была применена схема на рис.1, опубликованная в своё время в одном из номеров журнала «Моделист-Конструктор», но с заменой транзисторов на современные аналоги и изменением частоты среза фильтра под вышеуказанную акустику.

Здесь транзистор Т1 работает как фазовращатель, напряжения в противофазе возникают на резисторах R3 и R4. Прямой сигнал снимается с эмиттера и подаётся на следующий каскад на транзисторе Т2. Он пропускает СЧ и ВЧ составляющие сигнала и задерживает низкие частоты, которые проходят на выход НЧ через каскад на Т3. Частота среза выбирается подбором конденсаторов С3 и С4, в данном случае она около 150 Гц. Частоту среза можно сдвинуть в сторону более высоких частот, уменьшая эти ёмкости. Например в исходной схеме, при ёмкостях С3=С4 = 330 пФ частота среза была указана равной 3 кГц. К сожалению, найти исходную схему с подробным описанием и расчётами мне не удалось, поэтому частота среза и эти ёмкости подбирались в готовой схеме опытным путём по наилучшему соотношению звучания НЧ и СЧ-ВЧ колонок. Крутизна среза фильтра около 12 дБ на октаву. Сигнал СЧ+ВЧ с выхода этого фильтра подаётся непосредственно на усилитель мощности средних-высоких частот, а низкочастотный сигнал на ещё один фильтр — инфранизких частот (сабсоник), который срезает частоты ниже 30 Гц (рис.2).

Это позволяет избавиться от соответствующих колебаний очень низких частот, которые практически не воспроизводятся применяемыми динамиками, тем не менее вызывают ненужные нам колебания их диффузоров с большой амплитудой, что приводит к большим перегрузкам и искажениям сигнала. Частота среза фильтра задаётся элементами С2, С3, С4, R4, R5, а режим работы транзистора Т1 подбором номинала резистора R3 (следует выставить на коллекторе этого транзистора примерно половину напряжения питания каскада, т. е. 4,5 V). На выходе фильтра включен переменный резистор (может быть от 10 до 100 кОм, это зависит от входного сопротивления включенного за ним усилителя мощности). С его помощью можно регулировать уровень усиления низких частот относительно СЧ-ВЧ для выравнивания суммарной частотной характеристики всей системы. Шунтирующий конденсатор C5 после переменного резистора нужен для дополнительного среза частот выше 1000 Гц, чтобы убрать возможные вч-шумы и наводки, а разделительный C6 мкФ можно не ставить, если на входе усилителя мощности такой конденсатор уже используется. Для снижения собственных шумов, схемы выбраны без использования оксидных электролитических конденсаторов в сигнальных цепях (за исключением входного конденсатора С1 первого фильтра, но и его можно заменить при желании на обычный, например, плёночный). Транзисторы в обоих фильтрах можно применить любые маломощные n-p-n структуры, но, желательно с высоким коэффициентом усиления и низким уровнем собственных шумов (2РС1815L, BC549C, BC550C, BC849C (smd) , BC850C (smd), BC109C, BC179C и др.)

Оконечные усилители мощности

Для упрощения схемы и в целях уменьшения размеров готового устройства, в качестве оконечных усилителей были использованы микросхемы серии TDA, которые широко применяются в малогабаритной аудио аппаратуре, например, в автомагнитолах. Эти микросхемы имеют, как правило, достаточно приемлемые характеристики для бытовой аппаратуры вполне высокого качества. При этом они имеют встроенные схемы защиты от перегрузки, перегрева и коротких замыканий в нагрузке. Мощностные характеристики определялись исключительно мощностями имеющихся акустических систем. Так, для СЧ-ВЧ полосы была использована МС TDA1558Q в мостовом включении. Эта МС может включаться по схеме 4 канала по 11 Вт, либо по мостовой схеме 2х22 Вт). Для колонок мощностью 20 ватт была применена такая мостовая схема включения (рис.3)

Схема предельно простая и отдельного описания, явно, не требует. Неиспользуемые выводы МС — 4,9,15 — следует оставить свободными. Если отдельный выключатель MUTE / ST-BY использоваться не будет, контакт 14 МС следует соединить напрямую с плюсовым проводом питания. Электролитический конденсатор большой ёмкости (2200 mF) желательно ставить как можно ближе к выводам МС. От его ёмкости зависит не только качество сглаживания питающего напряжения, но и перегрузочная способность усилителя. Конденсатор 0,1 mF в цепи питания ставится для фильтрация возможной высокочастотной составляющей. Рабочее напряжение всех элементов должно быть не ниже напряжения питания (+U).

Для низкочастотной полосы была использована одна из имеющихся в наличии оригинальных МС TDA7575. Эти микросхемы действительно «оригинальны» и встречаются, как правило, в аппаратах более высокого класса и мощности. Найти такую не очень просто, как и схему её подключения. Конечно, здесь можно применить и многие другие МС с подобными характеристиками (2 или 4 канала по 45 Вт), даташиты на которые без труда можно найти в интернете. Данная же микросхема здесь будет описана немного более подробно для тех, кто захочет применить именно её (рис.4).

Основные характеристики: мощность — 2х45 W или 1х75 W (на нагрузку 1 Om), линейная АЧХ 20...20 000 Гц, Rвх = 100 кОm.

Минусовые входные выводы 9 и 19 в моём варианте включения соеденины на «землю» (общий провод), НЧ сигнал подаётся на выводы 8 и 20 (соответственно левый и правый канал). В случае установки здесь входных конденсаторов по 0,33 мкФ, конденсатор С6 на выходе фильтра по схеме рис.2 ставить, естественно, не нужно. Как видно, в МС присутствуют различные входы и выходы дополнительного управления, которые в нашем случае не используются и их можно оставить свободными (выводы 3,13,14,16,17,18 и 25). Для включения МС в рабочий режим на контакты ST-BY и MUTE нужно подать напряжение питания +U. Микросхема позволяет подключать акустику сопротивлением 1 Ом и может тогда выдать мощность до 75 Вт, но при мостовом включении и, соответственно, в одноканальном режиме. При этом следует соблюдать следующие условия:

  • запараллелить выходы (OUT1+ соединить с OUT2+; OUT1- соединить с OUT2-);
  • минимизировать сопротивление выходного шлейфа, т.е. провода от выхода МС до динамика сделать как можно толще и короче, а для этого сам усилитель должен быть расположен рядом с динамиком. Сопротивления выходного шлейфа очень существенно влияет на коэффициент гармоник;
  • входной сигнал подавать на вход IN2 (IN1 — оставить свободным или заземлить);
  • на вывод «1 Om SETTING» подать U=2,5V (для двухканального варианта по 45 Вт, как в нашем случае, этот выход следует оставить свободным или соединить с общим проводом). Сам не пробовал использовать схему с таким включением для 1 Ом-динамика, так как у меня нет динамиков сопротивлением 1 Ом, поэтому привожу здесь как справку данные для такого варианта, которые смог найти в доступных мне источниках.

Источник питания

Для питания усилителя в целом были использованы два трансформатора мощностью по 60-70 Вт, по одному для для НЧ и СЧ-ВЧ каналов. Один трансформатор достаточной мощности (120 и более Вт) просто не «вписывался» в малогабаритный корпус по высоте. Стабилизаторов тоже, соответственно, два. Питание использованных здесь МС лежит в пределах от 8 до 18 вольт, поэтому трансформатор может быть выбран с соответствующим напряжением на вторичной обмотке и выходным током не менее 3-х ампер без значительной «просадки». После трансформатора ставятся обычные двухполупериодные мостовые выпрямители с диодами нужной мощности, или диодная сборка (например KBU810 на 8 А). Далее выпрямленное напряжение стабилизируется в схеме «умощнённого» стабилизатора на МС типа КРЕН8 или аналогичной с дополнительным регулирующим транзистором (рис.5)

Выходное напряжение стабилизатора может быть в пределах 12 — 17 вольт для достижения максимально возможной мощности при минимуме искажений. В данном случае применена микросхема KIA7812 с напряжением стабилизации 12 вольт и для поднятия выходного напряжения до 15-16 вольт между средним выводом и общим проводом установлен дополнительно стабилитрон на 3-4 вольта (КС133, КС 139). Поднимать напряжение питания до 18 вольт не следует, хоть такой предел и указан в даташитах на МС TDA, так как на практике, в момент включения возможно срабатывание системы внутренней защиты этих микросхем из-за «перегрузки». Можно питать усилители и нестабилизированным напряжением, но это увеличит их нагрев во время работы и уменьшит перегрузочную способность.

Каскады предварительного усиления — фильтры, возможно питать от этих же стабилизаторов, но лучше, всё-таки, сделать для них один общий стабилизатор на 9...12 вольт для развязки от помех и возможного взаимного влияния полосных каналов.

Все микросхемы (усилители мощности и стабилизаторы), а также дополнительные мощные транзисторы (КТ818 или аналогичные импортные) блока питания следует закрепить на теплоотводах достаточной площади. В моём случае все эти элементы расположены на одном общем теплоотводе, состоящим из двух параллельно закреплённых алюминиевых пластин толщиной 3 мм и размером 70х200 мм. Как правило, большинство микросхем TDA и аналогичных имеют минус питания на корпусе и их можно, соответственно, крепить к одному теплоотводу без изоляционных прокладок. Транзисторы же и микросхемы стабилизатора следует изолировать. Печатные платы в архиве .

Заключение

Использование усилителя по приведённым здесь схемам позволило значительно повысить качество воспроизведения фонограмм даже с использованием акустики среднего уровня и качества. При этом колонки PHILIPS никак не переделывались, а в S-30 были отключены все внутренние пассивные фильтры и СЧ-ВЧ-головка 6ГДВ-1, а НЧ сигнал подавался напрямую на НЧ динамик (25ГДН-1-4). Регулировка уровня НЧ составляющей позволяет сбалансировать общую частотную характеристику всей системы в зависимости от размеров помещения и расстояния слушателя до акустики. Специально для сайта - А. Барышев .

Обсудить статью СХЕМА САМОДЕЛЬНОЙ ДВУХПОЛОСНОЙ АС С УНЧ

Похожие статьи

© 2024 teslya--show.ru. Windows. Интернет. Программы. Восстановление данных. Вирусы.