Постаматы. Ящик на все руки: как заработать на постаматах Установка постаматов

"Странная услуга для покупателей секс-шопов". Так еще пять лет назад многие в российской ecommerce представляли себе доставку в постаматы.

Постаматная доставка появилась в России в конце 2010 года, когда одновременно начали разворачиваться сразу две сети – PickPoint и Logibox. В 2014-2015 "ящики" пережили короткий бум. На рынке появились операторы Pulse Express и InPost. А потом в 2016 схлопнулись сразу два из четырех ключевых игроков – Logibox и InPost. В нише остались лишь две компании (PickPoint и Pulse Express) плюс локальный петербургский доставщик – "Телепорт". И хотя интерес пользователей к доставке в постаматы , а в Европе постаматные сети накрыли уже огромную территорию,- в России эта ниша пока притормаживает в развитии.

Мы разобрались, почему это так, в спецпроекте Oborot. ru .

Кто есть кто на рынке?

PickPoint , он же ООО "Сеть автоматизированных пунктов выдачи" (это юрлицо указано на сайте сервиса) на 100% Pickpoint Delivery System Ltd., зарегистрированной на Кипре. Свой первый постамат компания а в декабре 2010 года в Москве. Сейчас владеет сетью из 940 постаматов в 280 городах (по данным самой компании), также доставляет в обычные ПВЗ. Ее услугами пользуются 5,5 тыс. интернет-магазинов. Постаматы установлены в магазинах сетей X5 Retail ("Карусель", "Пятерочка", "Перекресток"), "Седьмой Континент", "НАШ", "Магнит", "Виктория". С ноября 2015 по ноябрь 2016 г через постаматы PickPoint прошло 5 млн заказов. В планах компании – до конца 2017 года удвоить количество своих терминалов.

Pulse Express вышел на рынок осенью 2016 года. Аффилирован с группой компаний ULS Global (по информации РИА, в нее). В ЕГРЮЛ в качестве учредителя указано АО "УЛС ЭКСПРЕСС ЕВРОПА", Швейцария). В декабре 2016 года объявил о начале партнерства с сетью "Магнит". К февралю 2017 планировалось поставить уже 200 постаматов в офлайновых точках "Магнита", но судя по всему, возникли трудности с их доставкой в регионы. В марте компания сообщила, что доставкой постаматов по России займется СДЭК. Pulse Express обещала устанавливать по 1500 терминалов ежегодно, чтобы к 2020 году создать сеть из 6 тысяч постаматов. Однако сейчас на сайте компании можно найти данные о расположении всего около 80 постаматов (на 15 июля 2017 года). Возможно, заминка в реализации планов связана с тем, что весной этого года "материнская" компания ULS Global дела о контрабанде, расследуемого ФСБ.

TelePort – локальная санкт-петербургская сеть из 150 постаматов, расположенных в подъездах многоэтажных домов. На рынке с конца 2016 года. С декабря 2016 сотрудничает с DPD (обеспечивает как вариант "последней мили" доставку посылок DPD в терминалы). о планах увеличить сеть до 800 постаматов в Москве и Санкт-Петербурге в 2017 году.

Элемент пейзажа

Появление постаматов в России было лишь вопросом времени, ведь это часть мирового тренда. В развитых странах терминалы уже стали привычной частью городского пейзажа. В США действуют сразу несколько постаматных сетей, принадлежащих крупным компаниям. У UPS – свыше 8000 постаматов по всей территории Штатов, большинство – в круглосуточных супермаркетах 7-Eleven. 1800 американских терминалов Amazon стоят в магазинах 7-Eleven и Spar, на бензозаправках.

По данным DHL, 90% жителей Германии в любой момент находятся не более чем в 10 минутах ходьбы от терминала. Только у самой DHL в Германии в 2016 году было уже около 2750 постаматов.

Терминал DHL в Карлсруэ

Польская Integer Pl (владела закрывшейся в прошлом году в России сетью InPost) обслуживает сейчас около 5000 тысяч постаматов в Польше, Великобритании, Эстонии, Ирландии, Латвии, Литве, Испании и на Кипре, а также за пределами Европы:в Австралии, Чили, Саудовской Аравии. Эта компания получила инвестиции на установку в Европе 16 000 терминалов и обещает, что к концу 2018 года ее "ящики" будут стоять в европейских городах через каждые 300 м.

Возникает вопрос: почему в России в этой нише сейчас два с половиной игрока?

Уход сразу нескольких компаний был связан как со спецификой отечественного рынка, так и с особенностями самой ниши постаматной доставки. В России они наложились друг на друга, и это сочетание сделало заход на рынок рискованным, а развитие постаматных сетей – медленным.

Чем дальше в лес, тем дороже постаматы

Стоимость доставки падает с ростом оборотов. В логистике для интернет-магазинов критичным становится число онлайн-заказов в год на человека. Если сравнивать Россию с Германией – то это два заказа в год против тридцати, – объясняет ex-Head B2C DPD Russia Евгений Данилик .

Россия – это огромные расстояния. Сама доставка и установка постаматного блока с его габаритами и весом, будет стоить для Комсомольска-на-Амура в 4 раза больше, чем для Москвы. Это тоже замедляет развитие сети.

"Стоимость доставки в постамат сильно зависит от трех вещей. Загруженности – сколько ячеек в блоке у тебя загружено в моменте, оборачиваемости – как быстро человек забирает свой заказ из ячейки, – и дополнительных услуг, которые предлагает постамат. То что у нас вообще не развито – это возвратная логистика. А в Германии и Франции эта тема рулит. В Германии порядка 70% заказов возвращается продавцу. Там удобно возвращать: на каждой улице есть либо свой постамат, либо ПВЗ", – рассказывает Евгений Данилик.

Эти особенности сделали и без того недешевый входной билет в этот бизнес еще дороже. Ведь постаматная сеть развивается примерно по той же модели, что и оператор GSM-связи. Сначала надо построить сеть вышек/постаматов, вложить в инфраструктуру немалые деньги. Потом эту инфраструктуру надо быстро загрузить. То есть – в один момент взять откуда-то большой поток доставок.

"Проблема в первую очередь в том, что это большой инвестиционный проект, – подтверждает руководитель сервиса "Яндекс. Доставка" Дмитрий Мамонов . – Он требует вложений, а инвесторы сейчас, оглядываясь на экономическую ситуацию в стране, с осторожностью вкладываются в подобные истории".

Сколько стоит постамат?

Затраты на постаматную сеть – это, в первую очередь, стоимость самих блоков: их покупка, доставка на место, установка. К единовременным расходам добавляются постоянные: арендная плата и стоимость обслуживания.

Дмитрий Мамонов, "Яндекс.Доставка":

"Один постамат (блок ячеек) стоит в районе 600 тысяч рублей. Если он размещен в помещении, например, в торговом центре, то чуть меньше: там не нужны крепкие "антивандальные" материалы. Но все равно нужен картридер, компьютер, дисплей, фискальный регистратор. Если же это уличный постамат, то там еще требуется антивандальная система с видеонаблюдением, с более прочным металлом, чтобы тяжело было его вскрыть. Прибавьте к стоимости самого постамата арендную плату – бесплатных мест в России нет нигде. Платят либо за квадратный метр, либо, по договоренности с арендодателями, с количества посылок"


Надежда Романова,
CEO Pick Point :

"Существуют постаматы разной конфигурации. В зависимости от набора опций цена колеблется от 450 тысяч до 1 млн рублей.

Стоимость доставки, установки и подключения постамата связаны с регионом локации. Для Центрального Федерального Округа средняя цена составляет 40 тысяч рублей, а, например, для Комсомольска-на-Амуре – 160 тысяч рублей. Ежемесячные расходы включают в себя аренду, доступ к интернету, инкассацию, содержание в чистоте, охрану и техническое обслуживание. В среднем это обходится в 40 тысяч рублей, при условии, что 25% приходится на арендную ставку".

В таких условиях критичной становится загруженность постамата – то, сколько заказов проходит через каждую ячейку в неделю. А она зависит, в числе прочего, от того, насколько быстро клиенты интернет-магазинов забирают свои заказы и находится ли "ящик" в шаговой доступности для покупателя.

Побудить клиента быстрее забрать заказ из ячейки – общая проблема всех, кто занимается постаматной доставкой. Некоторые (например, Amazon) пытаются мотивировать потребителя деньгами. Если покупатель забирает заказ в первые сутки, доставка в постамат для него остается бесплатной, а дальше – чем больше посылка пролежала в ячейке, тем выше стоимость доставки.

Однако в России нет надобности стимулировать покупателя рублем, считают доставщики. Отечественный потребитель любит быструю доставку и не "маринует" покупку в постамате больше двух дней. По данным PickPoint, средний срок хранения заказа в постамате составляет 1,3 суток. В высокий сезон перед новогодними праздниками он вообще меньше суток, а летом в период отпусков – увеличивается до 1,7 суток в период отпусков. У Pulse Express заказ лежит в ячейке в среднем 1,6-1,8 суток.

Локация решает

Ключевым фактором успешности для постаматов становится их расположение. В PickPoint есть внутренний критерий: если в течение года постамат в своей точке не выходит на пятидесятипроцентную загруженность, его переносят в другое место. В Pulse Express другой критерий: через постамат стандартной комплектации должно проходить порядка 600 отправлений в месяц.

"В Европе постаматы можно размещать и на улицах, там их не так часто громят. Но в России прямо на улице постаматы не поставишь" – поясняет Евгений Данилик. По его словам, в отличие от европейских стран, отечественные владельцы локальных магазинчиков неохотно идут на то, чтобы поставить у себя постамат и выдавать сторонние заказы, даже с учетом того, что это увеличит поток посетителей: "Хозяева магазинов хотят денег за аренду здесь и сейчас, никто не мыслит долгосрочными категориями".

Постаматным операторам остается только партнерство с сетью супермаркетов, заправок или сторонних ПВЗ. Впрочем, в США и Европе доставщики часто идут по тому же пути.

Постамат Amazon в магазине 7-Eleven, США

Все три игрока уже заключили соглашения с ритейловыми сетями. PickPoint устанавливает свои постаматы в супермаркетах X5 Retail ("Карусель", "Пятерочка", "Перекресток"), "Седьмой Континент", "НАШ", "Магнит", "Виктория". Pulse Express в декабре 2016 года начал ставить свои постаматы в "магазинах у дома" крупнейшего российского ритейлера "Магнит ". А буквально на прошлой неделе "Телепорт" , что разместит постаматы в петербургских магазинах "Пятерочки".


Алексей Жуков, гендиректор Pulse
Express :

"Установка постаматов в торговых центрах, на вокзалах и в других людных местах далеко не всегда оправдывалась экономически: постамат – это не средство импульсной покупки.

Анализируя российский и зарубежный опыт, мы пришли к выводу, что постамат должен находиться в теплом помещении с максимально широким временным диапазоном доступа. Более того, постамат должен быть от потенциального потребителя на удалении в идеале не более 500 метров. Под все эти критерии попадают магазины шаговой доступности "Магнит".

По словам Жукова, хороший экономический эффект может дать и размещение постаматов на заправочных станциях. Гендиректор Pulse Express уверен, что со временем в России постаматы на заправках станут так же распространены, как в Европе.


Надежда Романова,
Pick Point :

" Ключевое правило работы постаматов – это шаговая доступность для получателя. Основные места установки постаматов PickPoint – супермаркеты розничных сетей X5 Retail («Карусель», «Пятерочка», «Перекресток»), «Седьмой Континент», «НАШ», «Магнит», «Виктория» и других. Поскольку количество постаматов уже превышает число качественных мест локации, мы проводим тестовые проекты по локации постаматов в новых типах мест: в отделениях федеральных банков, жилищных комплексах «КРОСТ», на автозаправочных станциях Shell и в бизнес-центрах".

28 июня компания начала тестировать размещение терминалов на пригородных железнодорожных платформах в Московской области. Первый постамат установили на станции Долгопрудная. До конца года терминалы PickPoint должны появиться еще на 100 пригородных платформах в МО.

Места для установки терминала в PickPoint выбирают с тем расчетом, что покупатель не должен тратить на получение заказа более 15 минут с учетом дороги до точки с отклонением от привычного маршрута. Еще один важный фактор – удобный график работы точки выдачи. Собственные исследования компании показывают, что треть получателей приходит за своими заказами с 18.00 до 00.00, а значит, точка должна быть открыта до полуночи. "Если эти базовые условия не будут соблюдаться, получатель будет забирать свой заказ очень долго", – отмечает Надежда Романова.

Постамат PickPoint в супермаркете "Виктория"

Двусторонняя логистика

Себестоимость доставки – решающий фактор успеха для логистической компании. Тот, кто не может предложить конкурентную цену, выбывает из игры. И здесь на российском рынке кроется большой подводный камень для постаматной доставки. Это – неразвитость возвратной логистики и дополнительных услуг.

В Европе доставка в постамат обходится в разы дешевле курьерской и зачастую дешевле, чем в ПВЗ. Так получается за счет того, что курьер, закладывающий посылки в "ящик", в обе стороны везет сразу несколько заказов. Через постаматы принимаются еще и возвраты в интернет-магазин. Также курьер может забирать в постамате доставки от локальных ритейлеров- и везти их в сортировочный центр. Все эти услуги до сих пор не развиты в России.

Для того, чтобы организовать "входящий" поток заказов от локальных ритейлеров, постаматные компании, как правило, сотрудничают с маркетплейсами. Так, например, планировали делать "Яндекс.Маркет" в партнерстве InPost. Но эти планы завершились с уходом InPost с рынка.


Андрей Чечин, экс
гендиректор InPost :

"В отличие от курьерской доставки, где один "стоп", т.е. одна точка назначения – это, как правило, одна посылка, курьер к постамату должен привозить сразу несколько заказов. Стоимость его приезда при этом остается той же. Если ты привозишь 5 посылок, то у тебя логистическая стоимость "последней мили" сразу делится на 5. А если при этом ты из постамата забрал 2-3 посылки от местных магазинов, продающих на "Яндекс.Маркете", и использующих твою сеть как точку входа, то логистическая стоимость уже составляет 10% или даже 5% от себестоимости приезда курьера к B2C-клиенту".

По такой системе сейчас работает польский InPost (Integer Pl) в партнерстве с крупнейшим маркетплейсом в стране – Allegro.pl. "Яндекс.Маркет" в партнерстве российским InPost тоже планировали запустить такую услугу в начале 2017 года. Но эти планы завершились с уходом доставщика с отечественного рынка.

Надежда Романова отметила, что разница в цене последней мили уже сейчас заметна в Москве – но она неизбежно будет нивелироваться в регионах:

"Себестоимость доставки складывается из первой мили, сортировки, магистральной доставки, последней мили и, собственно, выдачи. При этом первые 4 позиции абсолютно идентичны для курьерской доставки, пунктов выдачи и постаматов. Расходы на последний этап у курьерской доставки чуть выше, для ПВЗ – чуть ниже, а постаматы сейчас находятся в середине стоимостного люфта. Поэтому для Москвы разница в цене для разных типов доставки может быть достаточно заметной, а для регионов, где большая часть расходов ложится на магистраль, эта разница обычно составляет 3%".

"Серебряная пуля " – или узкая ниша?

Интерес к постаматам растет, но эксперты до сих пор сильно расходятся в прогнозах, появится ли в России такая постаматная сеть, как в Германии и США, и стоит ли онлайн-ритейлерам спешно подключать этот вид доставки. Постаматная доставка нужна и подходит не всем магазинам (об этом подробнее читайте во второй части статьи). Кроме тех, кто торгует крупногабаритными товарами, в полезности постаматов сомневаются крупные мультиканальные сети, с собственной сетью салонов и ПВЗ.

"Постамат – это не панацея, он не перекроет 100% заказов в интернет-магазинах. Но 80% от всего ecommerce вполне могут доставляться в постаматы – как размерам, так и по требованиям к хранению, температурному режиму, – уверен Евгений Данилик . Его оптимизм основан на опыте DPD в европейских странах. Там постаматные сети развивались в партнерстве с локальными магазинами. К примеру, во Франции владельцы бакалейных лавок и продуктовых магазинчиков у дома устанавливают постаматы, получая не арендную плату, а комиссию с выданных заказов – и дополнительный поток посетителей. Но в России пока на такое не идут – владельцы офлайновых магазинов хотят денег за аренду "здесь и сейчас".

Постаматы начинают работать и приносить прибыль логистам только при очень плотном покрытии и высокой доступности – как по цене, так и по услугам. Нужна оплата при получении, возможность получать или возвращать товары круглосуточно, – заключает Данилик.

Аналитики Data Insight считают, что популярность как платежных систем, так и постаматов почти не зависит от внешних факторов. Их аудитория растет вместе с аудиторией Интернета.

"Аудитория Рунета выросла в 2007-2012 году. Отсчитайте отсюда 4-5 лет – и они начнут пользоваться платежами, а потом и постаматами", – говорит сооснователь Data Insight Федор Вирин. По его словам, постаматы – это просто вариант пункта выдачи заказов У них своя аудитория, они более интересны молодежи, в то время как "классический" ПВЗ – людям постарше.

"А вот с точки зрения ритейлеров мы как раз сейчас наблюдаем всплеск интереса к ПВЗ и постаматам. Это ответ на уже существующий спрос от потребителей. Наше исследование показало: интернет-магазины спохватились и пытаются запрыгнуть в этот поезд", – комментирует Вирин.

Это подтверждают и данные Яндекс.Доставки: за 2016 год доля доставок в постаматы выросла скачком: с 7-8% до 18% всех отправлений.

Дмитрий Мамонов уверен, что в ближайшие годы отрасль увидит рост доли заказов в постаматы – хотя бы потому, что интернет-магазины активно подключают этот способ доставки, и он удобен для покупателя.

"У "ящиков" есть уникальный плюс: быстрое получение посылки. Ты вбиваешь номер телефона, пароль – и ячейка открывается", – комментирует Мамонов. По его мнению, интерес пользователей будет расти. Если игроки рынка начнут инвестировать в расширение сети постаматов, то в итоге они подъедят значительную долю у ПВЗ и курьерской доставки. Эксперт тоже приводит в пример польский маркетплейс Allegro.pl. Уже порядка 20% заказов с него отправляются в постаматы InPost.

Мамонов не исключает подобной модели в будущем и для "Яндекс.Маркета". Уже сейчас в "Я.Доставке" напрямую доступны услуги PickPoint, и "Яндекс" ведет активные переговоры с двумя другими игроками.

Президент Ассоциации компаний интернет-торговли АКИТ Алексей Федоров уверен, что постаматы не будут востребованными в России.

"Для получения товара из постамата человеку необходимо внести сначала оплату. После этого он остается с товаром неизвестного ему качества. Пока наши интернет-магазины обеспечивают потрясающий сервис – постоплату, в России ничего не изменится, и постаматы не станут массовыми. Именно поэтому свою работу в России прекратила компания InPost", – считает Федоров.

Сеть InPost вначале развивалась под брендом Qiwi Post, одним из акционеров была группа Qiwi. Осенью 2015 года пакет группы выкупил крупный польский доставщик Integer Pl, доведя свою долю до 90%. В 2016 году оператор покинул российский рынок.

Мы поговорили с бывшим директором InPost в России Андреем Чечиным. Он согласился раскрыть сайт истинные причины ухода компании с рынка, а также рассказать о всех подводных камнях в этом бизнесе. Публикуем его комментарии с минимальной редактурой.


Андрей Чечин: "У постаматов слишком низкая маржинальность"

Доставку на дом покупатели будут выбирать всегда , по тысяче причин. Есть такие товары, например, крупная бытовая техника и мебель, для которых по-другому просто не получается.

Постаматы в логистической системе занимают свою нишу внутри самовывоза. Их главный плюс – они обеспечивают потребителю удобство места и времени. В идеале, постамат может работать круглосуточно, а потребитель – получить свой заказ вечером после рабочего дня. Это занимает минимум времени: 20-30 секунд.

Постаматная ниша ограничена типами товаров и теми факторами, которые заставляют покупателя выбирать между курьерской доставкой и самовывозом.

Для интернет-магазина способы доставки – это канал офлайн-дистрибуции. У классического FMCG-рынка есть понятие процента присутствия в канале дистрибуции, а у онлайн-магазина – есть возможность предложить покупателю максимум возможных способов доставки.

Это важно с двух точек зрения. Первая: для онлайн-продавца способы доставки могут быть мультипликатором е продаж с точки зрения географического охвата. Даже внутри города выбор способов доставки влияет на продажи интернет-магазина.

Вторая – качество доставки может быть усилителем либо убийцей конверсии в повторные покупки.

Постаматы работают как канал дистрибуции , который помогает ИМ увеличить свои продажи и при этом имеет очень малый процент невыкупов – существенно меньший, чем у курьерской доставки и даже у ПВЗ.

Постаматы не являются волшебной палочкой, которая может решить все задачи онлайн-продавца. Но широкая сеть постаматов, обеспечивающая конкурентный срок доставки и удобство места и времени, может сыграть очень важную роль в быстром увеличении числа повторных покупок. Постаматы могут сыграть роль первой и второй ступени раскрутки массового спроса.

В логистике последние 5-7 лет происходит революция. Традиционно в этой области бизнеса требовалось много экспертных знаний и доступ к специальным технологиям. Был высокий барьер входа. За последние 5-7 лет технологии, по которым работали все мировые гранды, упали в цене. Количество людей, которые понимают, как все это работает, сильно выросло за счет взрывного роста логистики "последней мили" (кстати, связанного с бумом онлайн-продаж). В эту нишу рвануло огромное количество новых компаний. Маржинальность услуги резко упала. Логистика последние 3 года превращается в коммодити. Здесь нет возможностей сделать большую наценку, а инвестиции из долгосрочных сделались краткосрочными.

Но создать постаматную сеть – это долгосрочная инвестиция, почти как создать GSM-оператора. Ты должен сначала поставить вышки, обеспечить покрытие, а потом заполнить абонентскую базу. Рентабельность достигается только на очень большом объеме.

Существуют две бизнес-модели , по которым работают постаматные сети. Первая – при которой компания владеет каждым постаматом напрямую, вторая – при которой сеть отдает постаматы во франшизу. Модель, на которую в свое время перешел ИнПост, – прямое владение. При этом владелец сам арендует площадь, организует обслуживание и инкассацию.

При франшизной модели ты довольно быстро отбиваешь затраты.Приобретя постамат и передав его франшизеру, ты можешь немедленно вложить эти деньги в покупку следующих постаматов. Но ты должен при этом платить довольно высокую комиссию за выдачу, а это лишает возможности снижать цену на свои услуги для интернет-магазинов и наращивать объемы.

При прямой модели на начальном этапе очень высоки затраты на закупку и установку постаматов, но дальше, по мере роста объемов, компания в какой-то момент достигает точки безубыточности, и может снижать цены, потому что ее фиксированные затраты уже отбиваются.

Это очень низкомаржинальный сегмент . Пока в нем не никто не вышел на прибыльность. Франшизная модель, я считаю, вообще безнадежна. При прямой модели выход на прибыльность возможен, если компании удалось занять 2% и более от всего рынка доставочной логистики. Если в год доставляется 250 млн заказов от интернет-магазинов (с учетом кроссбордера), вы должны доставлять в свои постаматы 5 миллионов посылок.

Международный опыт, который я видел (Amazon, DHL, FedEx), и опыт InPost на польском рынке свидтельствует о следующем. Постаматы могут работать как дополнительный способ доставки, присоединившись к какому-нибудь рентабельному бизнес-проекту. Они могут сыграть важную роль в раскрутке основного бизнес -проекта, потому что позволяют расширить дистрибуцию и увеличить частоту покупок.

Но как самостоятельный бизнес постаматная доставка слишком низкорентабельна и чувствительна к объемам доставок. Использование сети предполагает постоянные затраты, которые ты должен покрывать. В итоге, если ты в какой-то момент начинаешь тормозить с набором новых клиентов, то оказываешься в убытке. Если же у тебя еще и бизнес-модель "не сходится" на уровне экономики заказа, то, пытаясь привлечь новых клиентов, ты продаешь доставку по тарифу ниже, чем ее себестоимость.

Поэтому лучше присоединиться к какому-нибудь бизнес-проекту, выполняя роль первой ступени космического корабля – преодолеть силу гравитации.

Так мы в свое время присоседились к "ЯндексМаркету" . Но мы не успели выйти на рентабельность, а у группы Integer Pl, владеющей InPost, закончились деньги на международную экспансию, и она закрыла бизнес сразу в 15 странах.

Россия была рынком номер 2 в мире, мы росли быстрее многих других. Но так как Россия оказалась в санкционном списке, а InPost развивался на средства американских инвестиционных фондов, то у них не осталось никакого желания продолжать вкладывать сюда деньги. С учетом того, что мы делали совместно с "Я.Маркетом", готовясь развернуть постаматную сеть как офлайновую дистрибуции для онлайна, – это было не совсем логичное решение, как мне кажется.

Я очень уважительно отношусь к коллегами из P ick Point, но пока не вижу, как они будут сводить экономику заказа, не меняя бизнес- модель. У них сейчас средняя цена по которой они продают услугу, ниже себестоимости.

Проблема еще и в том, что интернет-магазин не смотрит на постамат как на способ дистрибуции, который принесет ему дополнительные продажи в будущем. Он хочет, чтобы этот способ доставки приносил дополнительный доход прямо сейчас. Если ты ему продаешь свою услугу за 100 рублей, он хочет ее перепродать клиенту за 200. А 220 или 250 рублей стоит уже курьерская доставка. И это начинает сильно давить на рентабельность постаматных операций.

Например, Ozon сейчас пытается запустить свои собственные постаматы , точно так же, как это делает Amazon. Но при этом, когда речь идет об использовании сторонних постаматных сетей, Ozon тут же переключается в режим "заработать побольше на логистике". Это попытка решить тактические задачи – и упускание стратегических возможностей. За счет наценки на услуги внешних компания пытается компенсировать убыточность своей собственной службы доставки. Но она пока и не может стать рентабельной, потому что для этого количество заказов, которое проходят через их собственные ПВЗ и курьерку, должно вырасти в 5-6 раз. А это невозможно: онлайн-магазины растут по 20-25% в год.

Рынок сейчас проходит этап становления. Инвесторы должны набраться терпения, а постаматные сети – найти партнеров, которые будут смотреть на них как на способ увеличить не доход с заказа, а количество повторных покупок.

P. S. Надежда Романова не согласилась с высказываниями коллеги о P ick Point:

"С нашей стороны могу сообщить, что компания PickPoint 2 года назад вышла на необходимые объемы и прошла точку безубыточности. Если проводить финансовые аналогии, маржинальность у курьерской доставки и доставки через постаматы одинаковая. Здесь вопрос в бизнес-модели и стратегии развития, которые дают компании возможность построить бизнес либо, в случае ошибки, ведут к провалу. В этом постаматный бизнес ничем не отличается от любого другого. Кому-то удается, кому-то нет. С таким же посылом можно утверждать, что курьерская доставка или доставка через пункты выдачи заказов не могут быть самостоятельным бизнесом, а фулфилмент – вообще не рабочая модель. Практика показывает, что это, как минимум, ошибочное мнение".

Во второй части статьи читайте: интернет-магазинщики – о постаматах. Кому стоит и кому не нужно подключать этот вид доставки?

Что такое постаматы или почтаматы, как их иногда называют? В общем-то, это еще один способ доставки заказа интернет-магазина до конечного покупателя. Они отличаются от других способов доставки тем, что доставка в постамат полностью автоматизированна. Простой пример: в вариантах доставки вашего интернет-магазина указаны постаматы компании PickPoint. Клиент, оформляя заказ, просто выбирает их из списка, потом также выбирает удобный для себя постамат по определенному адресу - и все. Заказ пришел - клиент получил сообщение с кодом, отправился к выбранному постамату, оплатил заказ картой или наличкой, получил код, открыл ячейку, забрал заказ. Быстро, современно, удобно и относительно недорого.

Доставка постаматом

Многие покупатели, не желающие, что бы посторонние видели содержимое их заказов, выбирают именно интернет-магазины с доставкой в постамат . Так что, если ассортимент ваших товаров может нанести моральный вред пуританским взглядам некоторых товарищей, постаматы очень даже придутся по душе вашим покупателям. Да и вообще, такой способ получения заказа немного напоминает шпионские игры с получением секретного кода от банковской ячейки и добычей из него ценного груза.

Как пользоваться постаматом

Если серьезно, то для многих и многих покупателей наиболее удобный способ получения своих заказов - именно постаматы интернет-магазина . Обычно они расположены в крупных торговых центрах, поэтому заодно можно сделать покупки, покупатель не зависит от курьера, не стоит в очередях на Почте России или в ПВЗ, весь процесс получения заказа занимает от силы две минуты. Кроме того, если покупатель не успел вовремя забрать свой заказ, он может просто продлить срок хранения заказа, и прийти за ним в удобное для себя время. Все это вместе и делает постаматы таким удобным и недорогим способом доставки заказов для покупателей интернет-магазинов.

Постамат PickPoint

Компания Axelion внимательно отслеживает пожелания и требования своих клиентов, поэтому вариант доставки товаров интернет-магазинов постаматами появился у нас достаточно давно. Мы сотрудничаем с несколькими компаниями, предоставляющими такую услугу, как постамат. PickPoint , как надежный и проверенный партнер компании Axelion дает нашим клиентам возможность использовать более 1800 постаматов во всех крупных и средних городах России.

Услуги доставки

Кроме того, у нас есть и другие партнеры, предоставляющие возможность использовать свои постаматы нашим клиентам. Обращаясь в компанию Axelion, вы избавляете себя от необходимости заключать отдельные договора с каждой транспортной компанией. Вам достаточно позвонить в компанию Axelion, и вы получите в свое распоряжение сеть постаматов в более чем шестистах городах России. Ваши покупатели смогут выбирать наиболее удобные для них адреса нахождения постаматов, сроки и условия доставки, и ее стоимость. Кроме того, компания Axelion может предложить вам и другие способы доставки ваших товаров до покупателей, включая экспресс-доставку, доставку курьерами и пункты самовывоза. Вместе с услугами доставки товаров мы можем предложить вам услугу хранения ваших товаров на нашем собственном складе.

Мы не делаем наценки на тарифы наших партнеров, мы просто помогаем сделать ваш бизнес успешным. Более подробно о наших услугах и о наших тарифах вы можете узнать в соответствующих разделах сайта.

А лучше просто позвоните в компанию Axelion и развивайте свой бизнес вместе с нами!

Дорогие друзья! У нас хорошие новости!

01.04.2018 Сексшоп ИнтимХаус отменил платную курьерскую доставку для города Москвы и практически для всех городов Подмосковья. Наш штатный курьер-водитель-экспедитор доставит Вам Ваш заказ бесплатно от любой суммы!

15.04.2018 Самовывоз заказа из любого нашего магазина ИнтимХаус - бесплатный от любой суммы заказа!

01.05.2018 ИнтимХаус отменил платную доставку для заказов, оформленных с помощью сервиса Пикпоинт - от любой суммы заказа.

Ранее действовали следующие условия:

При заказе до 1000 Р стоимость доставки — 500 Р

При заказе от 1000 Р до 2000 Р стоимость доставки — 300 Р

При заказе от 2000 руб. доставка — бесплатно

При заказе от 3000 руб бесплатно и действует система скидок.

Мы предлагаем 6 видов доставки:

1. Курьерская доставка осуществляется по Москве, Московской области и Калужской области. Самый быстрый и удобный способ доставки, особенно для жителей Московской области.

Обычно, доставка заказа по Москве и области осуществляется в тот же день, если Ваш заказ сделан до 10.00.

Товар упакован в непрозрачный черный пакет без логотипов, машина курьера не имеет никаких надписей связанных с сексшопом.

Доставка возможна не только в квартиру или офис, но и к метро, вокзалам и аэропортам.

2. Самовывоз

3. Постаматы и пункты выдачи PickPoint

Найдите ближайший пункт выдачи PickPoint (http://pickpoint.ru/postamats/)

Мониторинг отправления (http://pickpoint.ru/monitoring/?shop=407643230_923)

Постаматы - автоматизированные терминалы по выдачи заказов.

Заказ будет помещен в нейтральную упаковку, которая не ассоциируется с сексшопом. А в качестве отправителя будет указано - ИП Затулина И.А.

Это полностью анонимный способ доставки, при котором вы не встречаетесь с курьером, и никто кроме Вас и оператора принимающего заказ, не узнает о содержимом заказа.

При использовании данного типа доставки, покупатель соглашается на получение смс-сообщений со статусом доставки заказа от транспортной компании (Pickpoint).

4. Пункты выдачи заказов CDEK

Стоимость доставки фиксированная - 300 р вне зависимости от суммы заказа.

Это анонимный способ доставки. Заказ будет помещен в нейтральную упаковку, которая не ассоциируется с сексшопом. А в качестве отправителя будет указано - ИП Затулина И.А. Получение производится по номеру заказа, а в накладной будет указано «Сувениры». Сотрудник пункта выдачи так же не знает о содержимом заказа.

5. Почта России и другие транспортные компании.

В регионы, а так же в другие страны возможна доставка Почтой России и транспортными компаниями, например Деловыми Линиями, особенно крупногабаритных грузов, вроде секс-машин. Стоимость - по тарифам транспортной компании. Для Почты России возможна оплата при получении - наложенный платеж. Посылки отправляются с номером отслеживания, который будет передан Вам сразу после отправки заказа.

Минимальная сумма заказа для отправки Почтой России или другой транспортной компанией - 2000 Р

Чтобы узнать стоимость пересылки заказа, Вы можете позвонить в магазин или написать в онлайн-чат и попросить рассчитать стоимость пересылки, назвав состав заказа, либо оформить заказ и тогда оператор назовет стоимость отправки заказа при его подтверждении по телефону.

Помните, что товары интимного назначения, интимные косметические средства и нижнее белье обмену и возврату не подлежат , поэтому, прежде чем отправить товар мы его проверяем, если у Вас возникают сомнения в работоспособности игрушек, наш курьер может проверить товар в Вашем присутствии .

6. Доставка в другие страны - за пределы Российской Федерации.

Практически во все страны мира доставка осущестляется Почтой России, в некоторые компанией СДЭК.

Отправка товара осуществляется только после 100% ОПЛАТЫ товара. Сделать это необходимо на сайте он-лайн банковской картой. Доставка за пределы Российской Федерации расчитывается индивидуально в каждом конкретном случае. В данной ситуации мы в большинстве случаем не сможем сделать доставку бесплатной. Для этого необходимо связаться с нашим оператором Для консультации просто позвоните нам 8 800 301-7069 , 8 499 408-6220 или напишите в Viber или WatsApp 7 925 552-2990. Мы гарантируем Вам индивидуальный подход и расценки, которые предъявят Почта России или СДЭК. Мы выбирем наименьшую.

Оплатить доставку за пределы России на сайте можно будет добавив к заказу позицию Индивидуальная доставка за пределами Российской Федерации . Наш оператор скажет Вам сумму и Вы введете колличество кратное сумме и таким образом сумма будет изменена на актуальную.

Если сумма заказа будет значительной не исключаем ситуацию, при которой сумма за доставку может быть отменена.

Обращаем Ваше внимание , что к получению товаров, приобретенных в магазине Интим Хаус допускаются лица строго старше 18 лет. Совершая заказ через Pickpoint Вы гарантируете возраст 18+ получателя с Вашей стороны. Это Закон.

Оплата

Мы принимаем к оплате: наличные, банковские карты, Яндекс.Деньги, WebMoney, а так же оплату через терминалы оплаты. В случае доставки через возможна оплата наличными или банковской картой (если доступно) в месте получения заказа.

  • При оплате банковскими картами - комиссия не взимается.
  • При оплате Яндекс.Деньгами - комиссия не взимается.
  • При оплате через WebMoney - комиссия не взимается.
  • При оплате через платежные терминалы - комиссия составит от 0% до 5% в зависимости от терминала.

А расположение ближайшего терминала оплаты найти на карте терминалов

Мы также принимаем к оплате карты на сайте других стран мира, если Ваша карта в долларах, евро, в любой другой валюте, то произойдет конвертация в рубли на стороне Вашего банка. Мы не знаем кросс-курса Вашего банка. У нас нет валютного счета.

Возможно, ответ на свой вопрос Вы найдете в разделе «Вопрос-Ответ»

Телефон специалиста по логистике и консультанта интернет-магазина ИнтимХаус с 9 до 20 ежедневно без выходных.
8 800 301-7069 , 8 499 408-6220

Viber и VhatsApp
79255522990

8 905 754 81 76 Ирина.

Так же Вы можете написать нам письмо [email protected] . Выемка писем производится ежедневно.

Для оперативного ответа на любой вопрос ежедневно работает онлайн-консультант на любой странице сайта.

Постамат - автоматизированный терминал выдачи товаров, заказанных в интернет-магазине.Через постаматы, установленные в ближайшем от вас супермаркете или торговом центре, вы можете самостоятельно в любое удобное время получить свой заказ - без очередей и ожидания курьера.

1. Оформляя заказ в интернет-магазине, выберите доставку в постамат PickPoint;

2.На интерактивной карте найдите удобный для вас постамат, где хотите забрать заказ;

3. Когда заказ доставят в постамат, вам придёт уведомление на телефон с кодом для открытия ячейки;

Получение заказа в постамате занимает менее 1 минуты:

Для любителей делать покупки в интернет- магазинах и по каталогам, для тех, кто ценит свое время. Сервис доставки PickPoint предлагает свою сеть постаматов и пунктов выдачи по всей России. Забирайте заказы в удобное для вас время и в удобном месте, не ожидая курьера и не стоя в очередях в почтовых отделениях.

Процесс получения заказов через постамат очень прост и удобен. Заказав товар в Интернет-магазине или по каталогу, выберите доставку в постамат или пункт выдачи PickPoint:

Вы можете совмещать ежедневные покупки продуктов питания, одежды и получение заказов за счет хорошего расположения постаматов в торговых центрах и рядом с продуктовыми сетями.

Если Вы хотите сделать заказ в Интернет-магазине с доставкой через сеть PickPoint, а Интернет-магазина нет в списке партнеров PickPoint , Вы можете направить о подключении к услугам PickPoint.

Уточняйте стоимость доставки через PickPoint в интернет-магазинах.

Если приобретенный товар не подошёл вам по качеству или размерным характеристикам, вы можете быстро и удобно вернуть его через любой из постаматов PickPoint.

Сроки доставки заказов указаны в рабочих днях без учета дня приёма отправлений из интернет-магазина и до момента размещения вашего заказа в постамате/пункте выдачи заказов.

Приложение PickPoint - первое в своем роде мобильное приложение в России, которое позволяет отслеживать статусы доставки заказов из интернет-магазинов в постаматы и пункты выдачи PickPoint.

Мобильное приложение разработано специально для пользователей сервиса доставки PickPoint и доступно для свободного скачивания на Google.Play и AppStore .

Вам больше не нужно звонить в службу поддержки или ждать ответ на свой e-mail запрос, вы можете в любое время самостоятельно увидеть всю историю доставки своего заказа и воспользоваться дополнительными сервисами.

Регистрируйте приложение на свой номер телефона и в любое время вам доступн ы:

Информация по всем заказам, оформленным на указанный номер телефона;

Подробное описание местонахождения постамата PickPoint (или пункта выдачи заказов), а также график его работы, варианты оплаты, фотографии мест расположения.

Благодаря дополнительным возможностям приложения PickPoint вы сможете:

Продлить срок хранения заказа в постамате;

Воспользоваться услугой "Переадресация". Возможность самостоятельного выбора другой точки для доставки вашего заказа;

Оплатить заказ банковской картой;

Подключить push-уведомления об изменениях статусов доставки;

Найти ближайшую к вам точку выдачи с помощью "умных" фильтров;

Проложить на карте маршрут до выбранного постамата или пункта выдачи заказов*;

Настроить личный профиль в разделе "Мои заказы".

А так же

Найти нужный интернет-магазин воспользовавшись фильтрами товарных категорий и ключевыми словами поиска;

Найти информацию о стоимости, сроках доставки и периоде хранения заказа в постамате;

Получить информацию о возможности возврата неподошедшего товара через постаматы и пункты выдачи PickPoint

Доставка PickPoint всегда рядом, а теперь еще и в твоем мобильном или планшете!

* - при условии, что на смартфоне или планшете установлено приложение GoogleMaps.

Создание сети постаматов, где покупатели книг, сапог и секс-игрушек могут забрать свои товары, выглядит хорошей бизнес-идеей. Но не заручившись поддержкой крупного логистического оператора за это браться не стоит

За пять лет работы PickPoint (на фото — директор компании Надежда Романова) сумела создать крупнейшую в стране сеть постаматов (Фото: Олег Яковлев / РБК)

Как придумали

Идея создать в России сеть постаматов — автоматизированных пунктов выдачи заказов посетила коммерческого директора компании «СПСР Экспресс» Надежду Романову на выставке Post Expo 2009 в Ганновере, где она увидела терминалы для выдачи посылок, разработанные компанией KEBA для Deutsche Post. В июне 2010 года было учреждено ООО «Сеть автоматизированных пунктов выдачи», которое стало работать под торговой маркой PickPoint. «Технология заинтересовала нас, потому что автоматическое оборудование имеет лучшую производительность и себестоимость, чем классические пункты выдачи», — вспоминает глава PickPoint Надежда Романова, покинувшая «СПСР Экспресс».

Инвестиции в PickPoint составили $10 млн. Их вложили акционеры «СПСР Экспресс» — венчурные фонды и несколько частных инвесторов. «Компания сразу создавалась как отдельный бизнес-проект», — рассказывает Романова. По данным ЕГРЮЛ, сейчас ООО «Сеть автоматизированных пунктов выдачи» на 100% принадлежит кипрской PickPoint Delivery Sistem Ltd. В числе ее совладельцев значится только одно физлицо — Олег Царьков, управляющий партнер Svarog Capital Advisors, у которого 15%. Он отказался общаться с РБК для этой статьи. Другие совладельцы — компании, зарегистрированные на Британских Виргинских островах, их бенефициары неизвестны. Крупнейший совладелец PickPoint Delivery Sistem с долей 43% — Festina Trading Ltd, она же крупнейший совладелец «СПСР Экспресс» с долей 40%.

В 2010 году на быстрорастущем рынке интернет-торговли не хватало компаний, которые делали бы упор на доставку покупок частным лицам. «Тогда многие интернет-магазины создавали собственные курьерские службы — это была вынужденная мера», — вспоминает Романова. Но, по ее словам, у курьерской доставки есть несколько недостатков: во-первых, необходимость договариваться с клиентом о времени доставки, что не всегда удается сделать оперативно, а значит сроки затягиваются. Во-вторых, в условиях больших городов очень сложно обеспечить приезд курьера к точно назначенному времени. «В результате страдает качество сервиса, а стоимость самой услуги растет», — объясняет Романова.

Открытие собственной сети пунктов выдачи заказов (ПВЗ) основателей PickPoint тоже не привлекало: там кто-то должен работать по 12-14 часов в день, тогда как посылки наиболее активно забирают, как правило, утром и вечером. «Себестоимость выдачи заказа через постамат на 30-50% ниже, чем через пункт выдачи», — утверждает Романова. «В России неквалифицированный труд оплачивается очень скромно, поэтому экономика пункта выдачи может быть не менее прибыльной, чем экономика постамата в силу довольно высокой стоимости автоматизированных терминалов», — парирует гендиректор экспресс-доставщика Hermes Татьяна Ямпольская.

Pickpoint в цифрах

1455 точек выдачи заказов в сети PickPoint

Более 3 млн отправлений было доставлено через PickPoint в 2015 году

2,2 млн человек — число уникальных пользователей PickPoint

3,4 тыс. руб. — средняя стоимость заказа, доставляемого через PickPoint

1,2 кг — средняя масса одной посылки

120 ячеек — размер среднего постамата в Москве, 80 ячеек — в других регионах

40 тыс. отправлений в сутки доставлялось через PickPoint в декабре 2015 года

Источник: данные компании

PickPoint предложила трем мировым производителям постаматов — австрийской KEBA, польской InPost и эстонской Smart Post (сейчас Cleveron) доработать их модели, чтобы выйти на российский рынок. «Европейские терминалы не имели нужных нам опций оплаты, поскольку там заказы предоплачивают, тогда как в России любят платить при получении, преимущественно наличными, — рассказывает Романова. — Кроме того, стандартная высота ячеек в ЕС — 8 см, а у нас отправления по высоте больше — 10-15 см». Проектом заинтересовались эстонцы: они предоставили постаматы с возможностью оплаты пластиковыми картами, программное обеспечение к ним писалось в России. В Эстонии закупили 115 постаматов, потом их производство было налажено в России.


Как запускали

На момент открытия первого терминала 29 ноября 2010 года в «Москва-Сити» у PickPoint было подписано около 40 договоров с интернет-магазинами. Самыми крупными из них стали производитель косметики Yves Rocher, который уже работал с «СПРС Экспресс» и доставлял заказы через постаматы в родной Франции, а также интернет-магазин одежды Wildberries. Сейчас доставкой через PickPoint активно пользуются свыше 2 тыс. компаний, в том числе Otto Group, LaModa, Oriflame и Ozon. На старте, как вспоминает Романова, конечно, были проблемы: молодая компания, предлагающая неизвестный ранее клиенту способ доставки. Но постепенно постаматами стали пользоваться все крупнейшие российские онлайн-магазины и даже иностранные, отправляющие товар в Россию (на китайские Ali Express и JD.com в 2015 году у PickPoint пришлось 6% заказов).

Для секс-шопов доставка через постаматы и вовсе стала революцией. «Многие наши клиенты стесняются выбирать курьерскую доставку или заходить в розничный магазин», — говорит Юлия Атрощенко, старший менеджер сети магазинов интимных товаров «Он и она», которая сотрудничает с PickPoint уже четыре года.

Однако у постаматов есть и недостатки: они не дают подержать товар в руках, прежде чем купить. «Этот способ доставки не предполагает услугу примерки перед покупкой, а значит не может быть единственным для сегмента моды в e-commerce», — сообщил РБК управляющий директор Lamoda Флориан Янсен. Несмотря на это, 38% посылок, доставленных через PickPoint в 2015 году, были с одеждой и обувью.

Гораздо сложнее было уговорить арендодателей, чем продавцов, вспоминает Романова. Поначалу торговые центры с подозрением относились к постаматам и не хотели сдавать под них площадь, хотя стандартный постамат на 80 ячеек занимает всего 4 кв. м. «Многие даже рассматривали нас как угрозу трафику: мол, зачем это люди в интернете будут покупать, а не в ТЦ?» — говорит Романова. Только к 2013 году, когда технология стала популярной, торговые центры увидели в постаматах конкурентное преимущество. «Они поняли, что постаматы могут работать как платежный терминал и генерировать новых покупателей», — говорит Романова (постамат принимает платежи не только за посылки, но и за сотовую связь и пр.). Правда, теперь ТЦ не основной арендодатель для PickPoint: около 65% постаматов установлено в супермаркетах. «Нам больше интересны магазины, в которые человек идет за хлебом, молоком и одновременно забирает свою посылку, — место, которое находится по пути домой», — объясняет Романова. По ее словам, самые загруженные постаматы находятся именно в спальных районах.


Как работает PickPoint

Подключить небольшой интернет-магазин к PickPoint достаточно просто: нужно заключить договор и встроить на сайт модуль для покупательской корзины, что занимает в среднем 1,5-2 часа работы программиста. Покупатель при оформлении заказа выбирает удобный для него постамат или партнерский пункт выдачи заказов. Каждый вечер с помощью партнерских курьерских служб PickPoint забирает у интернет-магазина все свои заказы и привозит в сортировочный центр на Волгоградском проспекте, где трудятся 50 из 120 сотрудников компании. Ночью отправления сортируют по направлениям и либо передают на магистральную доставку, либо с помощью партнерских курьерских служб рано утром развозят по постаматам и пунктам выдачи заказов в Москве и Московской области.

В момент закладки в постамат либо доставки до пункта выдачи потребителю отправляется СМС, email или push-уведомление, что его заказ доставлен, а также сообщается срок хранения, режим работы точки, сумма к оплате и пр. Сроки доставки варьируются: в Москве и Московской области товар кладут в постамат, как правило, на следующий день после отправки из магазина, в других регионах этот срок от трех дней. Товар хранится в среднем трое суток, однако, если клиент не успел забрать заказ, постамат может продлить срок хранения на точке или переадресовать его на другую точку.

Кроме того, выяснилось, что клиенты, которые получают посылки в ПВЗ и в терминалах, — это разная целевая аудитория: первые старше, консервативнее и не всегда доверяют технике, а вторые моложе, мобильнее и не хотят тратить время на лишнее общение. В PickPoint приняли решение сотрудничать с независимыми сетями пунктов выдачи (Maxima Express, Boxberry) и «Ростелекомом», дав возможность подключенным интернет-магазинам доставлять товары не только в постаматы, но и в ПВЗ. На конец 2015 года таких партнерских ПВЗ было уже 715, а постаматов — 740.

В 2015 году PickPoint осуществил доставку более 3 млн отправлений (рост в 1,66 раза к 2014 году). Компания не раскрывает финансовых показателей. «Мы вышли на окупаемость осенью 2014 года», — объясняет Романова. В нескольких интернет-магазинах Москвы, сотрудничающих с PickPoint, заявили, что базовый тариф на доставку в столичный постамат составляет для клиента 236 руб., а в регионы дороже, зависит от массы и расстояния. Если бы все 3 млн отправлений были доставлены PickPoint в Москве, то выручка компании должна была бы составить не менее 700 млн руб. без учета услуг по забору товара и приема платежей. Выручка компании в 2015 году близка к 1 млрд руб., подтвердила РБК ее пресс-служба.

Не пытайтесь это повторить

За пять лет работы PickPoint сумел создать крупнейшую в стране сеть постаматов. По данным компании J’son & Partners, PickPoint удерживает примерно 50-60% рынка постаматов в России. «Лидерство PickPoint на рынке объясняется тем, что в проект проинвестировали акционеры «СПСР Экспресс», самой крупной службы экспресс-доставки в России, — считает эксперт J’son & Partners Евгений Ицаков. — Фактически PickPoint выросла на базе сети СПСР: компания не выбивалась в лидеры, она сразу имела лидерское положение и сохраняет его до сих пор».

Вскоре после PickPoint на рынок в России вышли сети InPost (совместное предприятие Qiwi и польской InPost), а также Logibox, но ни одна из них не достигла бо льших успехов. По словам нескольких участников рынка, сеть Logibox переживает трудности. Корреспондент РБК убедился в том, что ее сайт не грузится, а телефоны не работают. InPost открыла 380 точек (на июнь 2015 года вторая по размерам сеть, после PickPoint). Гендиректор InPost Андрей Чечин объясняет, что запустить проект на рынке постаматов без очень тесных партнерских отношений с логистическими компаниями невозможно. InPost работает со СДЭК, DPD, «Пони Экспресс». «Нужна интеграция логистических процессов и информационных систем, а это дело затратное, долгое по времени и требующее ресурсов на поддержание», — предупреждает Чечин.

«Наши коллеги столкнулись с теми же проблемами, что и мы, сделав ставку на партнеров, а также не смогли решить главную проблему — эффективной магистральной доставки», — объясняет Романова. Около 70% магистральной доставки для PickPoint осуществляет «СПСР Экспресс» (по рыночным тарифам, подчеркивает Романова).

Перспективы применения постаматов связаны не только с ростом российского рынка интернет-торговли (сильно замедлившимся из-за кризиса), но и с внедрением возможности для простых граждан посылать через них посылки. Романова говорит, что PickPoint технически давно может принимать посылки от частных лиц в пользу других частных лиц, но все упирается в идентификацию клиента. «Иначе через сеть пойдет наркотрафик, а нам это не нужно», — объясняет она. Четкой и простой технологии идентификации клиента пока в России не придумали, а способ, который внедрял Logibox в сотрудничестве с «Почтой России», не сработал. «Они предлагали клиентам выпустить специальную банковскую карту для пользования постаматами с целью отправки посылок — это очень сложно», — считает Романова. Постаматы могут стать альтернативой «Почте России» для пересылки посылок от одного частного лица к другому, считает Алексей Федоров, президент Ассоциации компаний интернет-торговли. Над запуском такой услуги в России уже задумывается и InPost, сообщил ее глава Чечин.


Несчастливы вместе

Сети постаматов в Москве и городах-миллионниках PickPoint развивала сама, а региональные столицы и города поменьше отдала партнерам, работавшим с PickPoint по агентскому договору. В начале 2013 года компания, у которой на тот момент было 440 постаматов, строила планы к концу 2015 года поставить 6,5 тыс. терминалов. Но не получилось: «Оказалось, что нет столько мест и таких партнеров в регионах», — объясняет Надежда Романова. Из 740 постаматов 210 принадлежат партнерам PickPoint. «Это бизнес для ленивых: агенты покупают оборудование, заключают договор аренды, устанавливают постамат, подключают его к интернету и электричеству и по большому счету забывают о нем, — рассказывает Романова. — Дальше мы их подключаем в единую сеть, осуществляем все логистические процессы, проводим все приемы платежей через наш модуль и платим агенту за выдачу заказа».

Романова отказалась раскрыть финансовые условия партнерства, но РБК нашел презентацию 2013 года, в которой потенциальным агентам рассказывается об условиях сотрудничества. Стоимость постамата на 58 ячеек в документе оценивается в 600 тыс. руб. , а вознаграждение агента — в 65 руб. за выдачу каждого отправления. Компания утверждает, что текущая окупаемость наступает через 3-6 месяцев, а возврат инвестиций — в пределах двух лет.

Но, по словам Романовой, ставка на агентов себя не оправдала: многие из них плохо изучали трафик мест для установки терминалов, долго искали подходящие помещения: «Бывали случаи, что проходило по 4-5 месяцев от продажи терминала до начала его работы». Агент, с которым поговорил РБК, тоже недоволен: «Нерентабельный бизнес: иногда комиссия не покрывает расходы на аренду, — жалуется Андрей Мершиев из Новороссийска, ставший партнером PickPoint в начале 2014 года. — Проще деньги на депозит в банк положить».

Похожие статьи

© 2024 teslya--show.ru. Windows. Интернет. Программы. Восстановление данных. Вирусы.